Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В статье представлено видение автора на применение данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_28.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учитель английского языка
МКОУ «Никольская СОШ»
А.С.Губанова

С.Никольское, 2017 год

 Все мы уже несколько лет работаем по новым стандартам.  Реализация  ФГОС требует от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Одна из интереснейших и актуальных на сегодняшний день технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии:  развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). 
         Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса. Строится на основе убедительной аргументации. Эта технология дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению. 

Технология развития критического мышления подразумевает, что урок будет разделен на следующие этапы:

1 этап - вызов. На этом этапе определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. 
2 этап - осмысление. На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией её с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. 
3 этап - рефлексия – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. На данном этапе происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. 
Важно отметить, что эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
 
           Существует  большой ряд приемов ТРКМ, которые подробно описаны во многих статьях,  но мне бы хотелось заострить внимание на тех приемах, которые используются на моих уроках (на примере урока «Мой дом – моя крепость», из учебника “Spotlight 5” под редакцией Ваулиной Ю. Е.).

На этапе «Вызова» можно применить прием «Кластер». Технология составления Кластера состоит в следующем:

 1.Ключевое слово.

  1. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  2. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  3. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

На стадии «Вызова», а также для активизации лексики по теме можно использовать прием «Круги по воде». Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.

Прием «Синквейн» можно использовать как на стадии осмысления так и на стадии рефлексии.

Прием «Инсерт». Технология составления: при чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. Пометки должны быть следующие:

v   если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

–  если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+  если то, что вы читаете, является для вас новым;

?  если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.