Трудности, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с проблемным ребенком.
Старясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые сами того не осознавая, своим поведением их закрепляют.
В работе с каждой категорией проблемных детей имеют место свои трудности. Они вытекают из существа проблемности, особенностей детей, среды (социокультурной среды) воспитания, а также предшествующего опыта воспитательной работы. Зная особенности детей важно определить типичные проблемы, с которыми и сталкивается воспитатель (родитель, воспитатель детского сада, социальный педагог) в социально-педагогической работе с ними, воспитании и обучении.
Воспитательная работа с проблемными детьми имеет свои особенности. К ним следует отнести:
- – изучение и выявление индивидуальных особенностей ребенка, его позитивных и негативных сторон;
- – выявление проблемности ребенка и ее причины;
- – поиск оптимальных форм взаимоотношений с ребенком;
- – прогнозирование влияния проблемности на ребенка и возможности ее снижения (преодоления);
- – преодоление (снижение влияния) проблемности на самореализацию ребенка.
Можно выделить следующий круг проблем, влияющих на развитие, воспитание и обучение проблемных детей.
- 1. Личностные проблемы, мешающие ребенку или его окружению в самореализации:
- – нетипичность ребенка, выделяющая его в среде сверстников и сказывающаяся в позитивном или негативном плане на самопроявление и самореализации;
- – своеобразие характера как результат воспитания ребенка в семье, существенно сказывающийся на его взаимодействие со сверстниками и старшими (воспитателями);
- – устойчивые личностные комплексы, выступающие результатом воспитания в семье и не позволяющие ребенку наиболее полно проявить себя;
- – особенности ребенка, сказывающиеся на обучаемости;
- – негативные привычки;
В основе личностных проблем – неадекватность самооценки ребенка.
Адекватность самооценки предполагает умение понять и справедливо оценить себя, подметив свои достоинства и недостатки. Личностные качества детей с такой самооценкой включают умение хорошо общаться с другими ребятами, доброжелательность, отзывчивость. Им свойственно радостное, оптимистическое отношение к жизни.
У проблемных детей присутствует либо завышенная, либо заниженная самооценка.
Завышенная самооценка характерна для детей с девиантным поведением и определенным категориям трудновоспитуемых. Они самоуверенны, переоценивают своих способности, высокомерны. Будучи сосредоточены на себе, они не замечают трудностей и успехов товарищей. В своих притязаниях они завышают трудность задачи, возвышают свою роль. Такие дети проявляют несдержанность, часто создают конфликтные ситуации.
Заниженная самооценка характерна проблемным детям, страдающим соматическими отклонениями, склонными к заболеваниям, имеющим отклонения в умственной деятельности, с ограниченными возможностями и некоторым другим. Их отличает недооценка своих возможностей, невысокая требовательность к себе, притупленное чувство собственного достоинства. Уровень притязаний этих детей невысок. Они часто пассивны или, наоборот, агрессивны, тяжело вступают в контакт со сверстниками и учителями (воспитателями).
Практика свидетельствует о том, что неадекватная самооценка, будь она завышенной или заниженной, является тормозом во взаимоотношениях с другими детьми.
- 2. Средовые ситуации, создающие (усиливающие) проблемность для ребенка, его самореализации:
- – трудности в решении проблем обучения и неподготовленность к ним ребенка (нежелание решать их);
- – личность воспитателя, его неумение педагогически целесообразно строить отношения с воспитанником, учить и воспитывать его;
- – отдельная личность, существенно влияющая на благополучие ребенка, его обучение и самопроявление;
- – группа, морально-психологический климат в ней, наличие микрогрупп, влияющие на благополучие отдельных личностей.
- 3. Личностные проблемы и средовые ситуации, во взаимосвязи усиливающие негативно влияние на личность, ее адаптацию и самореализацию в социокультурной среде.
Изложенное представляет многообразие проблем, которые встречаются у детей. Выявление каждой категории проблемных детей имеет важное значение, позволяя раскрыть существо ее проблемности, особенности, личностные и средовые проблемы, а также рекомендации по организации социально-педагогической работы с ними, их воспитании и обучении (табл. 37.1).
Таблица 37.1
Особенности проблемных детей
Проблемные дети | Особенности проблемных детей | Типичные проблемы | Рекомендации по обучению и воспитанию | ||||||
личностные | средовые | ||||||||
Дети с соматическими отклонениями здоровья | Слабые, неуверенные, капризные, испытывают чувство страха | Трудности обучения в школе, быстрая утомляемость, проблемы в общении, проблемы в социализации, заниженная самооценка | Зависимость от состояния здоровья, надомное обучение, медицинский контроль, индивидуальный подход | Индивидуальное развитие, воспитание и обучение в медицинском учреждении либо на дому | |||||
Ослабленные, часто и длительно болеющие дети | Трудности обучения в школе, быстрая утомляемость, проблемы в общении, проблемы в социализации, заниженная самооценка | Зависимость от состояния здоровья, медицинский контроль, индивидуальный подход | Закаливание, укрепление здоровья, обучение надомное или в школе, интеграция | ||||||
Дети с нарушениями интеллектуального развития | Своеобразие психического развития, обучаемые, способны к обучению и могут успешно учиться | Незрелость эмоциональноволевой сферы, проблемы в общении, в социализации, с учебой | Медико-педагогическая комиссия, особые условия обучения, индивидуальный подход | Обучение в общеобразовательной или специальной школе, социализация и интеграция | |||||
Дети с особыми нуждами (дети- инвалиды) | Отклонения в развитии органов чувств, познавательных возможностей | Отличие от сверстников, трудности взаимодействия со средой, проблемы в общении, в социализации, с учебой, заниженная самооценка | Особая роль в подготовке родителей за уходом и воспитанием ребенка, специальные образовательные учреждения, индивидуальный подход | Обучение в общеобразовательной или специальной школе, социализация и интеграция | |||||
Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении | "Не такие как все", конфликтность с окружающей средой | Отличие от сверстников, проблемы в общении, социализации, с учебой, агрессивность, либо повышенная раздражительность, заниженная самооценка | Стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" | Обучение в общеобразовательной школе с учетом своеобразия | |||||
Дети с нарушениями в эмоционально- волевой сфере (склонные к девиантному поведению) | Склонность к асоциальному или антисоциальному поведению | Трудности в адаптации, стремление к лидерству или стадность, непогрешимость, всезнание, амбициозность, вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения, негативные привычки | Серьезные ошибки, упущения в воспитании, влияние улицы | Исправление, обучение в общеобразовательной или специальном учреждении, интеграция | |||||
Дети из семей группы риска | Склонность к асоциальному или антисоциальному поведению | Проблемы в общении, в социализации, с учебой, агрессивность, трудности в адаптации, стремление к лидерству, вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения, негативные привычки | Агрессивная среда семьи, упущения в воспитании, влияние улицы | Исправление, десоциализация и ресоциализация, обучение в общеобразовательной или специальном учреждении, интеграция |
| ||||
Такой материал необходим воспитателю (родителю, социальному педагогу, учителю) для педагогически целесообразной работы. Полученные данные позволяют искать наиболее целесообразные подходы, формы и методы социально-педагогической работы, направленные на преодоление проблем ребенка.