Трудности, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с проблемным ребенком.

Кулакова Елена Николаевна

Старясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые сами того не осознавая, своим поведением их закрепляют.

В работе с каждой категорией проблемных детей имеют место свои трудности. Они вытекают из существа проблемности, особенностей детей, среды (социокультурной среды) воспитания, а также предшествующего опыта воспитательной работы. Зная особенности детей важно определить типичные проблемы, с которыми и сталкивается воспитатель (родитель, воспитатель детского сада, социальный педагог) в социально-педагогической работе с ними, воспитании и обучении.

Воспитательная работа с проблемными детьми имеет свои особенности. К ним следует отнести:

  • – изучение и выявление индивидуальных особенностей ребенка, его позитивных и негативных сторон;
  • – выявление проблемности ребенка и ее причины;
  • – поиск оптимальных форм взаимоотношений с ребенком;
  • – прогнозирование влияния проблемности на ребенка и возможности ее снижения (преодоления);
  • – преодоление (снижение влияния) проблемности на самореализацию ребенка.
 

Можно выделить следующий круг проблем, влияющих на развитие, воспитание и обучение проблемных детей.

  • 1. Личностные проблемы, мешающие ребенку или его окружению в самореализации:
    • – нетипичность ребенка, выделяющая его в среде сверстников и сказывающаяся в позитивном или негативном плане на самопроявление и самореализации;
    • – своеобразие характера как результат воспитания ребенка в семье, существенно сказывающийся на его взаимодействие со сверстниками и старшими (воспитателями);
    • – устойчивые личностные комплексы, выступающие результатом воспитания в семье и не позволяющие ребенку наиболее полно проявить себя;
    • – особенности ребенка, сказывающиеся на обучаемости;
    • – негативные привычки;

В основе личностных проблем – неадекватность самооценки ребенка.

Адекватность самооценки предполагает умение понять и справедливо оценить себя, подметив свои достоинства и недостатки. Личностные качества детей с такой самооценкой включают умение хорошо общаться с другими ребятами, доброжелательность, отзывчивость. Им свойственно радостное, оптимистическое отношение к жизни.

 

У проблемных детей присутствует либо завышенная, либо заниженная самооценка.

Завышенная самооценка характерна для детей с девиантным поведением и определенным категориям трудновоспитуемых. Они самоуверенны, переоценивают своих способности, высокомерны. Будучи сосредоточены на себе, они не замечают трудностей и успехов товарищей. В своих притязаниях они завышают трудность задачи, возвышают свою роль. Такие дети проявляют несдержанность, часто создают конфликтные ситуации.

Заниженная самооценка характерна проблемным детям, страдающим соматическими отклонениями, склонными к заболеваниям, имеющим отклонения в умственной деятельности, с ограниченными возможностями и некоторым другим. Их отличает недооценка своих возможностей, невысокая требовательность к себе, притупленное чувство собственного достоинства. Уровень притязаний этих детей невысок. Они часто пассивны или, наоборот, агрессивны, тяжело вступают в контакт со сверстниками и учителями (воспитателями).

 

Практика свидетельствует о том, что неадекватная самооценка, будь она завышенной или заниженной, является тормозом во взаимоотношениях с другими детьми.

  • 2. Средовые ситуации, создающие (усиливающие) проблемность для ребенка, его самореализации:
    • – трудности в решении проблем обучения и неподготовленность к ним ребенка (нежелание решать их);
    • – личность воспитателя, его неумение педагогически целесообразно строить отношения с воспитанником, учить и воспитывать его;
    • – отдельная личность, существенно влияющая на благополучие ребенка, его обучение и самопроявление;
    • – группа, морально-психологический климат в ней, наличие микрогрупп, влияющие на благополучие отдельных личностей.
  • 3. Личностные проблемы и средовые ситуации, во взаимосвязи усиливающие негативно влияние на личность, ее адаптацию и самореализацию в социокультурной среде.

Изложенное представляет многообразие проблем, которые встречаются у детей. Выявление каждой категории проблемных детей имеет важное значение, позволяя раскрыть существо ее проблемности, особенности, личностные и средовые проблемы, а также рекомендации по организации социально-педагогической работы с ними, их воспитании и обучении (табл. 37.1).

Таблица 37.1

Особенности проблемных детей

Проблемные дети

Особенности проблемных детей

Типичные проблемы

Рекомендации по обучению и воспитанию

личностные

средовые

Дети с соматическими отклонениями здоровья

Слабые, неуверенные, капризные, испытывают чувство страха

Трудности обучения в школе, быстрая утомляемость, проблемы в общении, проблемы в социализации, заниженная самооценка

Зависимость от состояния здоровья, надомное обучение, медицинский контроль, индивидуальный подход

Индивидуальное развитие, воспитание и обучение в медицинском учреждении либо на дому

Ослабленные, часто и длительно болеющие дети

Трудности обучения в школе, быстрая утомляемость, проблемы в общении, проблемы в социализации, заниженная самооценка

Зависимость от состояния здоровья, медицинский контроль, индивидуальный подход

Закаливание, укрепление здоровья, обучение надомное или в школе, интеграция

Дети с нарушениями интеллектуального развития

Своеобразие психического развития, обучаемые, способны к обучению и могут успешно учиться

Незрелость эмоциональноволевой сферы, проблемы в общении, в социализации, с учебой

Медико-педагогическая комиссия, особые условия обучения, индивидуальный подход

Обучение в общеобразовательной или специальной школе, социализация и интеграция

Дети с особыми нуждами (дети- инвалиды)

Отклонения в развитии органов чувств, познавательных возможностей

Отличие от сверстников, трудности взаимодействия со средой, проблемы в общении, в социализации, с учебой, заниженная самооценка

Особая роль в подготовке родителей за уходом и воспитанием ребенка, специальные образовательные учреждения,

индивидуальный подход

Обучение в общеобразовательной или специальной школе, социализация и интеграция

Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении

"Не такие как все", конфликтность с окружающей средой

Отличие от сверстников, проблемы в общении, социализации, с учебой, агрессивность, либо повышенная раздражительность, заниженная самооценка

Стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы"

Обучение в общеобразовательной школе с учетом своеобразия

Дети с нарушениями в эмоционально- волевой сфере (склонные к девиантному поведению)

Склонность к асоциальному или антисоциальному поведению

Трудности в адаптации, стремление к лидерству или стадность, непогрешимость, всезнание, амбициозность, вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения, негативные привычки

Серьезные ошибки, упущения в воспитании, влияние улицы

Исправление, обучение в общеобразовательной или специальном учреждении, интеграция

Дети из семей группы риска

Склонность к асоциальному или антисоциальному поведению

Проблемы в общении, в социализации, с учебой, агрессивность, трудности в адаптации, стремление к лидерству, вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения, негативные привычки

Агрессивная среда семьи, упущения в воспитании, влияние улицы

Исправление, десоциализация и ресоциализация, обучение в общеобразовательной или специальном учреждении, интеграция

 

          

Такой материал необходим воспитателю (родителю, социальному педагогу, учителю) для педагогически целесообразной работы. Полученные данные позволяют искать наиболее целесообразные подходы, формы и методы социально-педагогической работы, направленные на преодоление проблем ребенка.