План урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
План урока по предмету «Технология»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя высшей категории МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Ртищевой Гульсины Мавлетзяновны
Класс: 5
Тема урока: Производство ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_tehnologiya_5_klass.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по предмету «Технология»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя высшей категории МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Ртищевой Гульсины Мавлетзяновны
Класс: 5
Тема урока: Производство ткани.
- Дидактическое обоснование урока
- Цели урока:
- Предметные цели:
- способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
- способствовать развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка (поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.
- ознакомить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).
- Личностные цели:
1.способствовать развитию речи учащихся;
2.учить анализировать свою работу, выделять главное;
3.учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу;
4.способствовать овладению всеми видами памяти;
5.способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
- Метапредметные цели:
- ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);
- ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой (познавательные УУД);
- проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
- ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка (познавательные УУД).
- Профориентационные цели:
- Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Воспитывать уважение к работающему человеку.
- Сформировать представление о профессиях прядильщик, ткач.
- Методическое оснащение урока:
- Материально – техническая база:
- кабинет технологии:
- инструменты, приспособления;
- материалы (ткани растительного происхождения);
- компьютер;
- коллекции «хлопок», «лён».
- Дидактическое обеспечение:
- Учебное пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2018
- Рабочая тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2018
- интернет (видео)
- презентации
- Учебно-техническая документация:
- тесты;
- таблицы « Производство пряжи», «Производство ткани»;
- инструкционно - технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани, определение направления нитей основы);
- кроссворд.
Методы обучения:
рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа, лабораторные работы, опрос
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Словарная работа на уроке:
волокна растительного происхождения (хлопок, лён),
прядение, пряжа (нити), прядильщик,
ткач;
долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка;
полотняное переплетение,
ткацкий рисунок, раппорт;
отбеливание, крашение, печатание.
- Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
Мотивационно-целевой этап | I.Организационный момент Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -эмоциональный положительный настрой на урок |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - помощь учителю в проверке явки на урок | |||
Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя -выдвижение предложений по теме урока | |||
Формируемые способы деятельности: -формулирования собственных ожиданий | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществление действия: -слушание собеседника | |||
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний | ||||
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала | |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся | |||
Формируемые способы деятельности: -оценивают результат по алгоритму -адекватное восприятие оценки учителя | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |||
Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: -взаимодействуют с учителем во время опроса | |||
Формируемые способы деятельности: -продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения -умение полно и точно выражать свои мысли | ||||
III. Актуализация знаний Цель этапа:
|
-что служит сырьём для производства тканей; - из каких растений получают волокно для изготовления ткани | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний - активное погружение в тему | |
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |||
Практический этап | IV.Проблемное изложение новых знаний Цель этапа:
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -самостоятельное определение темы урока -осознание целей и задач обучения Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению |
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения слушать и понимать других Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме -развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации -развитие умения строить простые рассуждения | |||
Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | ||||
V. Первичное закрепление Итог урока: организовывать усвоение учащимися нового материла |
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению -применение на практике и последующее повторение нового материала | |
Формируемые способы деятельности: -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | |||
Формируемые способы деятельности: -умение строить речевые высказывания | ||||
VI.Физкультминутка | Приложение 3 | |||
VII. Лабораторные работы: 1. « Определение направления нити основы», 2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» проверить умения работать по алгоритму; организовать самопроверку работы. | Вводный инструктаж учителя:
Текущий инструктаж: контроль правильности выполнения работы (по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей) Заключительный инструктаж: выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности -восприятие, осмысление , запоминание учебного материала | |
Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных знаний | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность -самоконтроль выполнения задания | |||
Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации | |||
Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания -построение логической цепи рассуждений | ||||
Рефлексивно-оценочный этап | VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний |
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов» -поиск в интернет источниках и электронных книгах |
Формируемые способы деятельности: -поиск и выделение информации | ||||
IX.Уборка рабочих мест | Контроль за выполнением | Регулятивные УУД | Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности |
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности - обобщение и систематизация знаний -выражение учащимися эмоций по поводу урока | |
Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Литература:
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2015 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2017.)
- http://terpug.at.ua/news/2017-03-28-483
- http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/
Приложение 1
Этапы конструирования урока
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- закрепления новых знаний;
- комплексного применения знаний, умений и навыков;
- обобщения и систематизации знаний;
- проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
- комбинированный.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Приложение 2
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приложение 3
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.