#аноастик #растимгражданина2022 Педагогический профессиональный проект "ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ - ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
Всероссийский открытый конкурс социально активных
технологий воспитания обучающихся
«Растим гражданина-2022»
Педагогический профессиональный проект
"ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ - ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
Секция: Музей и школа
Автор работы:
Каптелинина Ольга Павловна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
стаж работы 41 год
2022 год
Тезисы
"Школьный музей - поисково-творческая лаборатория"
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».
Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с дейтсвующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии общественности.
Цель проекта:
- развитие школьного Музея - как площадки для творческой, учебной, интеллектуальной и выставочной деятельности.
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи: - использование культурных ценностей села и края для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
- активная экскурсионно - массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного Музея и обеспечение его сохранности.
Гипотеза: Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Социальная значимость проекта: Участие школьников в поисково-исследовательской деятельности способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает учащимся узнать историю и проблемы малой родины "изнутри", понять, как много сил и души вложили их предки в развитие родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Все это создает благоприятные условия для развития интеллектуальной активности и инициативы школьников, их профессионального самоопределения.
Объект и предмет: Объект исследования - Музейная образовательная среда;
Предмет исследования - патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного Музея.
Сроки реализации проекта: Проект долгосрочный - 2019-2022 годы.
В реализации проекта участвуют группы обучающихся 5 - 11 классов.
Охват проекта: Около 150 учащихся, 30 учителей школы, родители, жители микрорайона, ветераны войны и труда.
Затраченные ресурсы:
Временные - с 2003 года и по настоящее время. Для реализации проекта затрачены творческие силы педагогов, учащихся, родителей.
Введение
Я работаю учителем потому, что в моем роду очень много учителей, а самое главное - моя мама, учитель русского языка и литературы Васильева Валентина Федоровна. Есть учителя химии, русского языка и литературы, математики и физики, истории... История - предмет очень трудный, ведь каждое событие описывается с разных точек зрения, а где же правда?.. Значит, нужно изучать документы… Работая учителем истории , я даю своим ученикам возможность самим делать выводы, а для этого предоставляю им возможность изучения документов, просмотр и анализирование кино-, фото- и видеохроники…
На дополнительных занятиях в старших классах вместе с учениками учимся составлять политические портреты, находим разгадки сложным хитросплетениям прошлых веков, а также дети с интересом выполняют творческие работы, связанные с историей села, восстановлением родословной, геральдикой. В кабинете истории собрана видеотека, в которую входят материалы по предмету, анимированные карты, тесты, видео-хроника.
В центре внимания современного образования, а значит каждого педагога, поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.
Уроки истории невозможны без представления о прошлом. И познать прошлое нам помогают Музеи.
В 2003 году я организовала Музей истории школы и села Нижнетроицкий, с большим удовольствием работаю с участниками Великой Отечественной войны, с ветеранами –учителями, тружениками тыла.
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение и в организации школьных Музеев.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Что дает нам создание школьного Музея?
Во-первых, приобретение учащимися глубоких знаний по истории села Нижнетроицкий, Республике Башкортостан и России; умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
Во-вторых, воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, выпускниками и учителями родной школы.
В-третьих, достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций односельчан, изучение и пропаганда замечательной истории Нижнетроицкой школы – ПЕРВОЙ В РАЙОНЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Эта работа помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, нашего села, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории, а самое главное, работа по истории школы поднимает престиж профессии УЧИТЕЛЬ !
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы, духовно-нравственного развития.
Я убеждена, что музей – это связь поколений, взгляд в историю, в прошлое своего народа. Понимание настоящего невозможно без знания прошлого. Это делает человека человеком! А проводником между прошлым, настоящим и будущим является Хранитель Древностей – руководитель Музея!
В школе создана экспозиция «Память», где помещены материалы о наших выпускниках и учителях - участниках Великой Отечественной Войны, а также отражен вклад нашего села, нашей суконной фабрики в Великую Победу.
Глава 1. Положение "Школьный Музей"
Общие положения
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».
Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии общественности.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.
Цели и задачи школьного Музея:
Школьный музей способствует:
- воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Красноярска и края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
Задачами школьного музея являются:
- использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Содержание и формы работы
Школьный музей в своей деятельности руководствуются документами:
- Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12-ФЗ;
- письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. О деятельности музеев образовательных учреждений;
- нормативные документы о фондах государственных музеев России;
- Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г.
Школьный музей принимают участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвуют в традиционных городских краеведческих чтениях школьников, районных, городских и краевых предметных олимпиадах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.
Совет музея:
- изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея, тематики;
- ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
- создает и обновляет экспозиции, выставки;
- проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;
- работает в контакте с Туймазинским краеведческим музеем , устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;
- устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;
- проводит обучение по программе «Юный музеевед».
Организация деятельности музея.
Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой города и родного края, и возможно при наличии:
- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
- руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
- собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;
- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
- помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;
- устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.
Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьные музеи могут иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественно-научный ( географический, охраны природы и т. д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и т. д. Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля являются мемориальными.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и культуре, и оформляется приказом директора образовательного учреждения.
Учет и регистрация школьного музея осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объемных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.
Функции музея.
Основными функциями музея являются:
- документирование природы, истории и культуры родного края
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; - развитие детского самоуправления.
Руководство деятельностью школьного музея.
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музея осуществляет совет музея.
В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
Глава 2. Организация деятельности Музея
Направления деятельности:
- Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
- Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
- Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
- лекции;
- экскурсии;
- консультации;
- литературные и исторические гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- исторические игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- встречи с ветеранами войны.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Школьный краеведческий музей. | Экскурсия. | Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа. |
2 | История основания села Нижнетроицкий
| Беседа. | Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края. |
3 | Быт жителей села Нижнетроицкий | Экскурсия. | Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей. |
4 | Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | Театрализованное представление. | Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.
|
5 | Легенды о нашем крае. | Литературная гостиная. | Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях. |
6 | Старинные ремесла и современные мастера. | Встречи с народными умельцами. | Знакомство с предметным миром, историей вещей. |
7 | Моя родословная. | Беседа, практическое занятие. | Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.
|
8 | История родной школы. | Экскурсия. | Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям. |
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего края», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи. |
1 | Фонды музея. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея. |
2 | Учет и обеспечение сохранности фондов музея. | Лекция.
| Знакомство с правилами учета и хранения документов, ведения учетной документации.
|
3 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | Практическое занятие. | Формирование навыков составления картотек и каталогов. |
4 | Правила хранения вещественных исторических источников. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея |
5 | Исторический документ. | Практическое занятие. | Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов. |
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Роль экскурсовода в работе музея | Беседа. | Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе. |
2 | Методика подготовки экскурсий. | Лекция. Практическое занятие. | Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал. Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала. |
3 | Как провести экскурсию. | Практическое занятие. | Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов. |
4 | Я – экскурсовод. | Психологические тренинги. | Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей. |
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Введение. | Лекция. | Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования |
2 | Источниковедение и его роль в изучении истории. | Лекция. | Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе. |
3 | Основные этапы работы с источниками. | Лекция и практическое занятие. | Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.
|
4 | Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. | Лекция и практическое занятие. | Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. |
5 | Оформление творческой работы. | Лекция. | Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта. |
6 | Учимся строить выступление. | Психологический тренинг. | Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. |
7 | Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. | Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. | Закрепление навыков публичных выступлений. |
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Глава 3. Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
- Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
- Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
- Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
- Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами.
По основной направленности проект является развивающим (построен на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивнным (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности проект является интегрированным, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Технологическую основу проекта образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Большое значение в работе школьного Музея имеет НОУ «Эврика»: - Фестивали творческих проектов;
- Участие обучающихся в научно – практических конференция
Год | Ф.И. обучающихся | Результат |
2017 - 2018 | Муниципальный этап НПК МАН Ашрапова Ангелина | Участница |
X Республиканская НПК «Старт в науку» Ашрапова Ангелина Сопочкина Евгения Коновалова Ольга | Участник+публикация Диплом 3 степени +публикация
Участник+публикация | |
Всероссийский конкурс «Радуга Талантов Октябрь 2017» Сопочкина Евгения Коновалова Ольга |
Диплом Победителя 2 ст. Диплом Победителя 2 ст. | |
Муниципальный этап исторической игры «На Курской огненной дуге». Уроки истории (команда) | Участники | |
2018- 2019 | Ашрапова Ангелина XI Республиканская НПК «Старт в науку» | Участник+публикация |
2019- 2020 | Азизова Руфина, Валеева Карина XII Республиканская НПК «Старт в науку» | Диплом 3 степени + публикация |
Азизова Руфина, Валеева Карина "Школьная проектная олимпиада" (дистанционно) | Участники | |
2020 - 2021 | Горынцев Константин - муниципальный этап НПК МАН | Диплом 2 степени |
Габсабирова Милена - муниципальный этап НПК МАН , https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/04/20/k... | Участник | |
Горынцев Константин - XIII Всероссийская НПК "Старт в науку" | Диплом 3 степени + публикация | |
Муфтахова Маргарита - XIII Всероссийская НПК "Старт в науку" | Диплом 2 степени + публикация | |
Муфтахова Маргарита - Финал республиканского этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» | Диплом 2 место | |
2021-2022 | Николаева Доминика - муниципальный этап НПК МАН Николаева Доминика - XIV Всероссийская НПК «Старт в науку» | Участник
Диплом 3 степени + публикация |
Глава 4. Результативность применения материалов музея в учебно-воспитательном процессе МАОУ СОШ села Нижнетроицкий
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
Глава 5. Результаты Проекта Прогнозируемые результаты
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истрии с. Нижнетроицкий, Республики Башкортостан и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Достигнутые результаты:
В результате реализации проекта школьный музей стал современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса. Музей органично вписался в образовательное пространство школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на ФГОС нового поколения. В образовательную деятельность включаются музейные уроки по истории, литературе, географии, изо и другим предметам, в воспитательную деятельность школы включаются музейные уроки: «Холокост», «День неизвестного героя», «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я — гражданин России», «День Героев Отечества», «Сталинградская битва», «Оружие Победы».
В результате реализации проекта учащиеся:
- осваивают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность;
- приобретают устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры. Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия. Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов
В результате реализации проекта педагоги:
- повысили профессиональную компетентность в области музейной педагогики через семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации.
- освоили и внедрили музейные педагогические технологии в урочную и внеурочную деятельность; - используют ИКТ ресурсы школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности; - привлекают детей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют; - создаётся банк методических разработок и рекомендаций.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта
В рамках реализации проекта проводятся разнообразные мероприятия. Музей стал центром поисково - исследовательской деятельности и патриотического воспитания в школе. Проведение экскурсий для учащихся школы, родителей, ветеранов. Исследовательские работы, выполняются старшеклассниками, содержат информацию об участниках войны, о событиях того времени. На базе историко - краеведческого музея учащиеся готовятся к научно-практическим конференциям муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Традициями нашего музея стали проведение следующих мероприятий: конкурс поздравлений ветеранов, смотр строя и песни, конкурс инсценированной песни, чтецов, военно-спортивные игры " Зарница" для учащихся 5-11 классов и " Зарничка" для учащихся 1-4 классов. Проведение музейных уроков, посвященных памятным датам. Организация Телемоста с Музеем Волгограда.
Заключение:
Таким образом, реализация данного проекта позволяет сохранить и развить школьный музей, сформировать его позитивный имидж, использовать его мощный ресурс в развитии образования и духовно-патриотического воспитания разных слоев социума микрорайона. Главное, что дает музей, духовное, нравственное воспитание, учит любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну жизнь, а сотни других жизней, задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество: передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».
Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
Список литературы:
1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
3. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественногомузея. Вып.VI.СПб.,2000.
4. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
5. Ресурсы интернета:
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/lib...
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/201...
http://xn-14-redo7b.xn- p1ai/index.php?id=216&Itemid =15&option =com_content&view=article Григорьев Д. В. «Формирование гражданской идентичности современного школьника»