Тренинг-занятие с педагогами по преодолению «синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг-занятие с педагогами по преодолению
«синдрома эмоционального выгорания»
- Показ Слайд-шоу «Эмоциональное выгорание» (3 мин 59 сек ) https://go.mail.ru/search_video?q
На протяжении тренинга звучит музыка https://www.youtube.com/watch?v=2KyoEhtLUMY
Работает аромалампа.
Упражнение «Поза наполеона»
Инструкция: Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу:
- “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленна на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.
II. Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
(Ответы)
- Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
- недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
- невозможность влиять на принятие важных решений
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
- работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
- отсутствие каких – либо интересов вне работы
- переживание несправедливости
- неудовлетворенность работой.
Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
III. Диагностика (раздать тест по количеству участников)
Тест на дистресс:
Инструкция: отмечайте галочкой симптомы, которые у вас встречаются.
Симптомы дистресса:
- рассеянность;
- ухудшение памяти;
- повышенная возбудимость;
- постоянная усталость;
- потеря чувства юмора;
- резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
- пристрастие к алкогольным напиткам;
- отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);
- иногда боли в голове, спине, в области желудка;
- полное отсутствие источников радости.
Результат: если у вас присутствуют 5 или более из этих признаков, то нужно срочно вытаскивать себя из болота.
IV. Практическая часть
Упражнение “Ассоциации”.
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
Упражнение “Дождик”
Инструкция: участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение «Портрет педагога» (Работа в группах).
Инструкция: «нарисуйте или метафорически изобразите портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите о получившимся образе».
Инструкция: «нарисуйте портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите об портрете, который у вас получился».
Инструкция: «в группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»
рефлексия, обсуждение.
Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.
Выводы: в преодолении профессионального выгорания многое зависит от тебя самого. Поэтому особенно значимы собственные внутренние резервы педагога.
Упражнение «Удовольствие».
Ход: участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. Далее их нужно проранжировать до самых приятных.
Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.
Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.
Инструкция: одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи.
Нарисуйте солнце с лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе.
Педагоги работают под приятную мелодичную музыку.
Упражнение “Передача чувств”
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
Упражнение “ Чемодан”
Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать. Делится лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “—”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.
Упражнение «Пожелание другу»
Цель: создание позитивного эмоционального фона.
Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.
Притча "О колодце"
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Вывод: возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
VI. Рефлексия “Мне сегодня...”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?
Мультфильм «барашек» 2003 г. (4 мин 42 сек) как не унывать в любой ситуации учит герой мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=cyupzssvbea
VII. Релаксация.
Аутогенная тренировка.
- Мне нравится (3)