Программы
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Область применения программы
Программа по предмету «Обществознание» предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ООП.
- Основания разработки программы
1 Нормативно правовая база среднего общего образования:
Рабочая программа по Обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Курловская СОШ» на 2019-2024 учебный год
- Учебный план МБОУ «Курловская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
- Общая характеристика предмета обществознания.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа по предмету «Обществознание» ФГОС 10-11 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе авторской рабочей программы по обществознанию для 10 - 11 классов Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2020 г.) Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план МБОУ Курловской СОШ.
На изучение курса 10-11 класс отводится 136 часов, 68 часов по 2 часа в неделю в каждой параллели (резерв 2 часа).
Распределение учебного времени представлено в таблице:
Класс | Обязательный минимум | Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю | Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком | Всего по учебному плану | Резерв |
10 класс | 68 | 2 | 68 | 68 | 2 |
11 класс | 68 | 2 | 68 | 68 | 2 |
Итого | 136 | 136 | 4 |
В учебном плане МБОУ «Курловская СОШ» предусмотрено на изучение обществознания на ступени среднего общего образования 10-11 класс-68 часов.
Каждая тема курса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Цель рабочей программы:
создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса обществознания среднего общего образования в полном объеме.
Задачи:
- Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам обществознания.
- Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Цели и задачи изучения курса обществознания в 10-11классе является:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;
- необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
- гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
- экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
- социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
- экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
- умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Принадлежность к предметной области ФГОС СОО: обществознание
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник 10 класса на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений.
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования
и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система.
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем
Правовое регулирование общественных отношений.
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений.
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система.
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Правовое регулирование общественных отношений.
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник 11 класса на базовом уровне научится:
Экономика
-раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
-конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
-оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
-различать формы бизнеса;
-извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
-различать экономические и бухгалтерские издержки;
-приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
-различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
-различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
-выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
-определять причины безработицы, различать ее виды;
-высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
-объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
-анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
-высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
-различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения.
-Выделять критерии социальной стратификации;
-анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
-выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
-высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
-выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
-конкретизировать примерами виды социальных норм;
-характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
-различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
-определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
-различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
-характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
-характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
-характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
-высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
-формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
-осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
-оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
-Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
-устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
-высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
-характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
-обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
-характеризовать демократическую избирательную систему;
-различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
-устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
-определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
-раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
-оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
-иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
-различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Выпускник 11 класса на базовом уровне получит возможность научиться:
Экономика.
-Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
-раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
- возможности финансирования малых и крупных фирм;
- выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
-различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
-определять практическое назначение основных функций менеджмента;
-определять место маркетинга в деятельности организации;
-применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
-раскрывать фазы экономического цикла;
-высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
-извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения.
- причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
-анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
-находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
-выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
-анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика.
-Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
-выделять основные этапы избирательной кампании;
-в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
-отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
-самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
-характеризовать особенности политического процесса в России;
-анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Срок реализации программы- 2021-2022 учебный год.
2.Результаты освоения программы предмета обществознание 10-11 класс.
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам среднего общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
2.1. Личностные:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2.2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник 10-11 класса научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
2.3.Предметные:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
4.В сфере эстетической:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
5.В сфере коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3.Содержание учебной дисциплины:
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для среднего общего образования школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса.
10 класс
Тема 1.Человек. Человек в системе общественных отношений.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Тема 2.Общество как сложная динамическая система.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Тема 3.Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
11 класс
Введение (1 ч)
Тема1.Экономическая жизнь общества (24 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Тема 2. Социальная сфера (18 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль. Девиантное поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Род, племя, народ, нация. Межнациональные конфликты. Национализм. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения.
Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжные субкультуры.
Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в РФ.
Тема 3. Политическая жизнь общества (26 ч)
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Повторение
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Формы и методы текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ЕГЭ.
Формы текущего контроля | Методы текущего контроля |
-Творческие задания; -эссе; -доклады; -сообщения учащихся; -решение обществоведческих задач; - контрольная работа; -составление схемы; -разработка и защита индивидуального/группового проекта; -мониторинг результатов обучения по классам за год; -семинарские занятия. | -Фронтальный и индивидуальный опрос; -письменные работы; - зачеты; -тестирование (в т.ч. онлайн-тестирование); -самостоятельная работа по понятиям. |
4.Характеристика основных видов деятельности
по разделам содержания: примерные программы
10 класс
Вид учебной работы | Объём часов |
Обязательная учебная нагрузка | 68 часов |
В том числе: | |
Контрольные работы | 2 |
Проверочные работы | 2 |
Самостоятельные работы | 8 |
в том числе: | |
сообщение | 4 |
составление плана ответов | 4 |
конспектирование | 4 |
ответы на вопросы | 4 |
семинарские занятия | 4 |
урок-практикум | 4 |
Промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ЕГЭ |
11 класс
Вид учебной работы | Объём часов |
Обязательная учебная нагрузка | 68 часов |
В том числе: | |
Контрольные работы | 2 |
Проверочные работы | 2 |
Самостоятельные работы | 8 |
в том числе: | |
сообщение | 4 |
составление плана ответов | 4 |
конспектирование | 4 |
ответы на вопросы | 4 |
семинарские занятия | 4 |
урок-практикум | 4 |
Промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ЕГЭ |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
- Учебник и (или) учебные пособия, используемые для реализации рабочей программы из федерального перечня:
Учебно-методическое пособие.
«Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс» к УМК Л.Н.Боголюбова Н.Ф. Виноградовой Н.И. Городецкой, составитель: Е.Н.Сорокина.- Москва: ООО «ВАКО», 2020.
10 класс:
1. Обществознание 10 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова , А.Ю.Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Л.Н.Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой .- М: Просвещение, 2021
2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 10 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021
11 класс:
1. Обществознание 11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова , А.Ю.Лазебникова А.Ю.,/ Под ред. Л.Н.Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой .- М: Просвещение, 2021.
2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 10 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021.
Дополнительная литература для учащихся:
- Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. .. – М.: Просвещение.,2021
- Обществознание. 11 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. .. – М.: Просвещение.,2021
Дополнительная литература для учителя обществознания:
- Андреева Г. М. Социальная Психология: Учеб. Для Вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
- Безбородое А. Б. Обществознание: Учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
- Балашов Л. Е. Практическая Философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
- Григорович Л. А. Педагогика И Психология: Учеб. Пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
- Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
- Обществознание: Пособие для Поступающих в Вузы / Под Ред. В. В. Барабанова. — Спб., 2001
- Кравченко А. И. Социология И Политология: Учеб. Пособие для студентов средних Проф. Учеб. Заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.Морозова С. А. Обществознание: Учеб.-Метод, Пособие / С. А. Морозова. — Спб., 2001.
- Майерс Д. Социальная Психология / Д. Майерс. — Спб., 2005..
- Тишков В. А. Российский Народ: Кн. Для Учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
- Сухов А. Н. Социальная Психология: Учеб. Пособие для студентов Вузов / А. Н. Сухов [И Др.]; Под Ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
- Философия: Учеб. / Под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
- Философия: Учеб. / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидо-Риной. — М., 2004.
- Экономика для Колледжей: Базовый Курс. — Ростов Н/Д, 2005
- Экономическая Энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
5.2.Учебноеоборудование:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением, СД-диски с видео-уроками.
5.3.Материально-техническая база, необходимая для реализации рабочей программы - кабинет истории и обществознания.
6.Тематическое планирование
6.1 Сводный тематический план
10 класс
Вид учебной работы | Объём часов | |
1 | Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | 18 |
2 | Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | 14 |
3 | Раздел 3. Общество как сложная динамическая система | 36 |
4 | Резерв | 2 |
Всего | 70 |
11 класс
Вид учебной работы | Объём часов | |
1 | Раздел 1. Экономическая жизнь общества | 24 |
2 | Раздел 2. Социальная сфера | 18 |
3 | Раздел 3.Политическая жизнь | 26 |
4 | Резерв | 2 |
Всего | 70 |
6.2.Тематический план
Календарно – тематическое планирование по обществознанию на 2021/2022 учебный год
10 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов |
Раздел 1. Человек в обществе (18 часов) | ||
1 | Введение по теме «Человек в обществе» | 1 |
2 | Что такое общество | 1 |
3 | Общество как сложная система | 1 |
4 | Динамика общественного развития | 1 |
5 | Социальная сущность человека | 1 |
6 | Деятельность – способ существования людей | 1 |
7 | Деятельность – способ существования людей | 1 |
8 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 |
9 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 |
10 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 |
11 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 |
12 | Современное общество | 1 |
13 | Современное общество | 1 |
14 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 |
15 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 |
16 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Человек в обществе» | 1 |
17 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Человек в обществе» | 1 |
18 | Повторение по теме: «Человек в обществе» | 1 |
Раздел 2.Общество как мир культуры (14 часа) | ||
19 | Духовная культура общества | 1 |
20 | Духовный мир личности | 1 |
21 | Мораль | 1 |
22 | Наука и образование | 1 |
23 | Наука и образование | 1 |
24 | Религия и религиозные организации | 1 |
25 | Религия и религиозные организации | 1 |
26 | Искусство | 1 |
27 | Искусство | 1 |
28 | Массовая культура | 1 |
29 | Массовая культура | 1 |
30 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Общество как мир культуры | 1 |
31 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Общество как мир культуры | 1 |
32 | Повторение по теме: «Общество как мир культуры» | 1 |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (36 часов) | ||
33 | Современные подходы к пониманию права | 1 |
34 | Современные подходы к пониманию права | |
35 | Право в системе социальных норм | 1 |
36 | Право в системе социальных норм | 1 |
37 | Источники права | 1 |
38 | Источники права | 1 |
39 | Правоотношения и правонарушения | 1 |
40 | Правоотношения и правонарушения | 1 |
41 | Предпосылки правомерного поведения | 1 |
42 | Предпосылки правомерного поведения | 1 |
43 | Гражданин Российской Федерации | 1 |
44 | Гражданин Российской Федерации | 1 |
45 | Повторение | 1 |
46 | Гражданское право | 1 |
47 | Гражданское право | 1 |
48 | Практикум по теме: «Гражданское право» | 1 |
49 | Семейное право | 1 |
50 | Практикум по теме: «Семейное право» | 1 |
51 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 |
52 | Практикум по теме: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» | 1 |
53 | Экологическое право | 1 |
54 | Практикум по теме: «Экологическое право» | 1 |
55 | Процессуальные отрасли права | 1 |
56 | Процессуальные отрасли права | 1 |
57 | Конституционное судопроизводство | 1 |
58 | Конституционное судопроизводство | 1 |
59 | Международная защита прав человека | 1 |
60 | Международная защита прав человека | 1 |
61 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 1 |
62 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 1 |
63 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
64 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
65 | Человек в XXI веке | 1 |
66 | Человек в XXI веке | 1 |
67 | Повторение по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
68 | Обобщение | 1 |
69-70 | Резерв | 2 |
11 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов |
Раздел 1. Экономическая жизнь общества (24 часа) | ||
1 | Введение в экономику | 1 |
2 | Роль экономики в жизни общества | 1 |
3 | Экономика: наука и хозяйство | 1 |
4 | Экономика: наука и хозяйство | 1 |
5 | Экономический рост и развитие | 1 |
6 | Экономический рост и развитие | 1 |
7 | Рыночные отношения в экономике | 1 |
8 | Рыночные отношения в экономике | 1 |
9 | Фирмы в экономике | 1 |
10 | Фирмы в экономике | 1 |
11 | Финансовый рынок | 1 |
12 | Финансовый рынок | 1 |
13 | Экономика и государство | 1 |
14 | Экономика и государство | 1 |
15 | Финансовая политика государства | 1 |
16 | Финансовая политика государства | 1 |
17 | Занятость и безработица | 1 |
18 | Занятость и безработица | 1 |
19 | Мировая экономика | 1 |
20 | Мировая экономика | 1 |
21 | Экономическая культура | 1 |
22 | Экономическая культура | 1 |
23 | Повторение по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 |
24 | Обобщения по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 |
Раздел 2. Социальная сфера (18 часов) | ||
25 | Социальная структура общества | 1 |
26 | Социальная структура общества | 1 |
27 | Социальные нормы | 1 |
28 | Социальные нормы | 1 |
29 | Отклоняющееся поведение | 1 |
30 | Отклоняющееся поведение | 1 |
31 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
32 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
33 | Семья и быт | 1 |
34 | Семья и быт | 1 |
35 | Гендер как научное понятие | 1 |
36 | Гендер как научное понятие | 1 |
37 | Молодёжь в современном обществе | 1 |
38 | Молодёжь в современном обществе | 1 |
39 | Демографическая ситуация в современной России | 1 |
40 | Демографическая ситуация в современной России | 1 |
41 | Повторение по теме «Социальная сфера» | 1 |
42 | Обобщение по теме «Социальная сфера» | 1 |
Раздел 2. Политическая жизнь общества (26 часов) | ||
43 | Политика и власть | 1 |
44 | Политика и власть | 1 |
45 | Политическая система | 1 |
46 | Политическая система | 1 |
47 | Гражданское общество и правовое государство | 1 |
48 | Гражданское общество и правовое государство | 1 |
49 | Демократические выборы | 1 |
50 | Демократические выборы | 1 |
51 | Политические партии и партийные системы | 1 |
52 | Политические партии и партийные системы | 1 |
53 | Политическая элита | 1 |
54 | Политическая элита | 1 |
55 | Политическое лидерство | 1 |
56 | Политическое лидерство | 1 |
57 | Политическое сознание | 1 |
58 | Политическое сознание | 1 |
59 | Политическое поведение | 1 |
60 | Политическое поведение | 1 |
61 | Политический процесс | 1 |
62 | Политический процесс | 1 |
63 | Политическая культура политического участия | 1 |
64 | Политическая культура политического участия | 1 |
65 | Взгляд в будущее | 1 |
66 | Взгляд в будущее | 1 |
67 | Повторение по теме «Политическая жизнь общества» | 1 |
68 | Итоговое повторение по теме «Политическая жизнь общества» | 1 |
69-70 | Резерв | 2 |
6.3.Критерии оценивания.
Оценка «пять» ставится за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение применять знания и излагать их логично, в соответствии с нормами литературной речи. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место одна-две несущественные неточности (оговорки, описки и т.п.); за правильный, глубокий, точный ответ на сложный вопрос или за отличное исправление ошибочного ответа.
Оценка «четыре» ставится за ответ такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты знаний или одной-двух несущественных неточностей и ошибок.
Оценка «три» ставится за ответ, обнаруживающий знание основных положений темы, однако при наличии значительной неполноты знаний, за одну-две значительные ошибки, нарушение логики изложения, нормативной литературной речи.
Оценка «два» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов.
Оценка «единица» ставится за отказ учащегося отвечать вообще или при полном незнании материала.
При выполнении тестовых работ оценка «пять» ставится, если работы выполнены от 100% до 90 % правильных ответов; «четыре» – если работы выполнены от 89% до 75 %правильных ответов; оценка «три» – от 74 % до 55 % правильных ответов; оценка «два» ставится, если правильных ответов менее 54%.
При выполнении рефератов, сообщений, докладов:
Оценка «пять» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован, ученик может ответить на любой заданный учителем вопрос и чётко ориентируется в материале своей работы.
оценка «четыре» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты раскрытия темы; оценка «три» ставится, если тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить на заданный учителем вопрос по материалу работы;
оценка «два» выставляется, если тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.