Программы

6-9 класс обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6-9_obshchestvoznanie.doc827.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

  1. Область применения программы

Программа по предмету «Обществознание» предназначена для реализации основного  образования в пределах ООП.

  1. Основания разработки программы

1.Нормативно правовая база основного общего образования:

Рабочая программа по Обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года  № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Курловская СОШ» на 2019-2024 учебный год
  •  Учебный план МБОУ «Курловская СОШ» на 2021-2022 учебный год

  1. Общая характеристика предмета обществознания.

              Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

            Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

            Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по обществознанию для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

            Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава учащихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию.

           «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

            «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

          Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

           Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей, общей  ориентации в актуальных общественных событиях  и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения  гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

            Сущность и цель образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», делают обществознание ведущим предметом, непосредственно направленным на развитие социальной компетентности обучающихся. Закон об образовании указывает, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. Названный порядок лег в основу логики данного курса с 5 по 9 класс: через личность к обществу и только затем к государству. Такой подход, когда мы начинаем с личности, способствует также достижению общедоступности образования, поскольку данные темы интересны и понятны большинству учащихся. 

          Курс обществознания способствует  развитию критического мышления, которое позволяет осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям, безусловно, повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.          

          Предмет обществознания позволяет осуществлять воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом; происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической деятельности; происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами; осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.                  

                            Программа по предмету  «Обществознание» ФГОС 6-9 класс

             Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской рабочей программы по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.  Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

                Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план МБОУ Курловской СОШ.

На изучение  курса с 6 – 9 класс отводится 136 ч., то есть по 1 часу в неделю в каждой параллели (резерв 4 ч.)

                            Распределение учебного времени представлено в таблице:

Класс

Обязательный минимум

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком

Всего

по учебному плану

   Резерв

6 класс

34

1

34

34

1

7 класс

34

1

34

34

1

8 класс

34

1

34

34

1

9 класс

34

1

34

34

1

Итого

136

136

4

В учебном плане МБОУ «Курловская СОШ»  предусмотрено на изучение  обществознания  на ступени основного общего образования  в 6-9 классе -34 часа по 1 часу в неделю.

   

                           Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.      

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный  подход.

Цель рабочей программы:

создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса обществознания основного общего образования в полном объеме.

 Задачи: 

  • Обеспечить получение  всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам обществознания.
  • Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

    Цели и задачи изучения курса обществознания в 6-7 классах является:

  •  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

 Цели и задачи  изучения курса обществознания в 8-9 классах является:

  • развитие  личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание  общероссийской идентичности,  гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами  установленными законом.

         Принадлежность к предметной области ФГОС СОО: обществознание

         В результате изучения учебного предмета «Обществознание» 6-9 класс:

Человек. Деятельность человека

 Выпускник научится:

  использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  приводить примеры основных видов деятельности человека;

  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество.

 Выпускник научится: 

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

 Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

 осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится:

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

 различать отдельные виды социальных норм;

 характеризовать основные нормы морали;

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;  раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

 характеризовать специфику норм права;

             сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

 раскрывать сущность процесса социализации личности;

 объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры.

 Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

 описывать явления духовной культуры;

 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

 оценивать роль образования в современном обществе;

 различать уровни общего образования в России;

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера.

 Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

 описывать основные социальные роли подростка;

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.

  • Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

           Выпускник получит возможность научиться:

  раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества.

 Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;  соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;  осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

 характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться:

 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства.

 Выпускник научится:

  характеризовать систему российского законодательства;

  раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  характеризовать гражданские правоотношения;

  раскрывать смысл права на труд;

 объяснять роль трудового договора;

  разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

 Выпускник получит возможность научиться:

  на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика.

 Выпускник научится:

  объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

 Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

                            Срок реализации программы- 2021-2022 учебный год.

                    Реализация профильной составляющей: не предусмотрена.

2.Результаты освоения программы предмета обществознание 6-9 класс.

Предполагаемые  результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

       2.1.Личностные:                                                        

1) формирование  и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

2) формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

3) формирование ценностных  ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

4) мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества;

5) заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

       2.2Метапредметные:

1) учить сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2) учить объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3) формировать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

5) учить овладевать  различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

6) учить выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

2.3.Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

4.В сфере эстетической:

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

5.В сфере коммуникативной:

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

                                    3.Содержание учебной дисциплины:

                Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

                 Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

                 Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

                                                                     6 класс:

              Содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется.

                Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

                Курс «Обществознание» в 6 классе призван расширить знания учащихся о месте человека в обществе, дать научное представление об обществе, о социальном окружении, Родине.

               В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.  

              В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы поведения, первичные знания о государстве и законах

                                             Содержание программы

Глава I. Человек в социальном измерении (13 ч.)

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Глава II. Человек среди людей (11ч.)

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Глава III. Нравственные основы жизни (10 ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

                                                 7 класс:

            Учащиеся 7 класса проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. 

             Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга.

              Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики -потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

               Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч). 

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

            Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). 

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

                Тема 3. Человек и природа (4 часов). 

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Не исчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

              Итоговый модуль - Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого человека.

                                                          8 класс:

Учащимся 8 класса предложены четыре темы.

                Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений.

                 Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе.

                  Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

                 Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

                   Глава I. Личность и общество (6 ч.)

        Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

      Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

                     Глава III. Экономика (15 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

               Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

                                                                       9 класс:

       Завершается курс обществознания 6-9 класс рассмотрение основных сфер жизни общества.

                             Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.

                            Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

              Тема1.Политика и социальное управление (11ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры  по теме: «Выборы»

                               Тема 2. Право (23 ч)

               Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.

Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. 

                           Тема 3.Экономика. Повторение (4 часа). 

Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства

         Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

         Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.                

          Развитию у учащихся 6-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

          Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

                          Формы и методы текущего и промежуточного контроля.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ОГЭ.

Формы текущего контроля

Методы текущего контроля

-Творческие задания;

-решение кроссвордов;

-написание реферата;

 -эссе;

 -доклады;

 -сообщения учащихся;

 -решение обществоведческих  задач;

- контрольная работа;        

 -составление схемы;

 -разработка  и защита индивидуального/группового проекта;

 -мониторинг результатов обучения по классам за год;

-семинарские занятия.

-Фронтальный и индивидуальный опрос;

-письменные работы;

- зачеты;

-тестирование (в т. ч. онлайн-тестирование);

-самостоятельная работа по понятиям.

                                  4.Характеристика основных видов деятельности

                            по разделам содержания: примерные программы

                                                            6 класс

Вид учебной работы

Объём часов

Обязательная учебная нагрузка

34 часа

В том числе:

Контрольные работы

2

Проверочные работы

2

Самостоятельные работы

8

в том числе:

сообщение

4

составление плана ответов

4

конспектирование

4

ответы на вопросы

2

семинарские занятия

4

урок-практикум

4

                                                            7 класс

Вид учебной работы

Объём часов

Обязательная учебная нагрузка

34 часа

В том числе:

Контрольные работы

2

Проверочные работы

2

Самостоятельные работы

8

в том числе:

сообщение

4

составление плана ответов

4

конспектирование

4

ответы на вопросы

2

семинарские занятия

4

урок-практикум

4

                                                            8 класс

Вид учебной работы

Объём часов

Обязательная учебная нагрузка

34 часа

В том числе:

Контрольные работы

2

Проверочные работы

2

Самостоятельные работы

8

в том числе:

сообщение

4

составление плана ответов

4

конспектирование

4

ответы на вопросы

2

семинарские занятия

4

урок-практикум

4

                                                            9 класс

Вид учебной работы

Объём часов

Обязательная учебная нагрузка

34 часа

В том числе:

Контрольные работы

2

Проверочные работы

2

Самостоятельные работы

8

в том числе:

сообщение

4

составление плана ответов

4

конспектирование

4

ответы на вопросы

2

семинарские занятия

4

урок-практикум

4

Промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ОГЭ

             5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Учебник и (или) учебные пособия, используемые для реализации рабочей программы из федерального перечня:

1.Учебно-методическое пособие. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы».-  М: Просвещение 2017.

2. «Рабочая программа по обществознанию. 5-9 класс» к УМК Л.Н.Боголюбова Н.Ф. Виноградовой Н.И. Городецкой, составитель: Е.Н.Сорокина.-  Москва:  ООО «ВАКО», 2018.

6 класс:

1. Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. [Текст] / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2018.

2. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.

7 класс:

1. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. [Текст] / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2017

2.Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2018.

8 класс:

1. Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. [Текст] / Л.Н. Боголюбова - М: Просвещение, 2018.

2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.

9 класс:

1. Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. [Текст] / Л.Н. Боголюбова.-  М: Просвещение, 2018.

2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М.: -  М.: Просвещение .,2018
  2. Обществознание. 6 класс.  Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. Ф.. – М.: Просвещение.,2018
  3. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. Ф. .. – М.: Просвещение.,2018
  4. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. .. – М.: Просвещение.,2019
  5. Обществознание 9 класс. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. .. – М.: Просвещение.,2019

                   Дополнительная литература для учителя обществознания:

  1. Андреева Г. М. Социальная Психология: Учеб. Для Вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.        
  2. Безбородое А. Б. Обществознание: Учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
  3. Балашов Л. Е. Практическая Философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
  4. Григорович Л. А. Педагогика И Психология: Учеб. Пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
  5. Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
  6. Обществознание: Пособие для Поступающих в Вузы / Под Ред. В. В. Барабанова. — Спб., 2001
  7. Кравченко А. И. Социология И Политология: Учеб. Пособие для студентов средних Проф. Учеб. Заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.Морозова С. А. Обществознание: Учеб.-Метод, Пособие / С. А. Морозова. — Спб., 2001.
  8. Майерс Д. Социальная Психология / Д. Майерс. — Спб., 2005..
  9. Тишков В. А. Российский Народ: Кн. Для Учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
  10. Сухов А. Н. Социальная Психология: Учеб. Пособие для студентов Вузов / А. Н. Сухов [И Др.]; Под Ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
  11. Философия: Учеб. / Под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
  12. Философия: Учеб. / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидо-Риной. — М., 2004.
  13. Экономика для Колледжей: Базовый Курс. — Ростов Н/Д, 2005
  14.   Экономическая Энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

                       Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                   http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                               http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                                                                                                                            http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                         http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                               http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                  http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.               http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                         http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.                                                                                                                       http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                           http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                         http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                

                                                 5.2.Учебноеоборудование:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением, СД-диски с видео-уроками.

             5.3.Материально-техническая база, необходимая для реализации рабочей программы - кабинет истории и обществознания.

                                             6.Тематическое планирование

                                           6.1 Сводный тематический план

                                                                 6 класс

Вид учебной работы

Объём часов

1

Раздел 1.Человек в социальном измерении

13

2

Раздел 2. Человек среди людей (11 часов)

11

3

Раздел 3.Нравственные основы жизни

10

4

Резерв

1

Всего

35

                                                                 7 класс

Вид учебной работы

Объём часов

1

Раздел 1.Регулирование поведения людей в обществе

14

2

Раздел 2.Человек в экономических отношениях

14

3

Раздел 3. Человек и природа

6

4

Резерв

1

Всего

35

                                                                    8 класс

Вид учебной работы

Объём часов

1

Раздел 1.Личность и общество

6

2

Раздел 2. Сфера духовной культуры

8

3

Раздел 3. Социальная сфера

5

4

Раздел 4. Экономика

15

5

Резерв

1

Всего

35

                                                                   9 класс

Вид учебной работы

Объём часов

1

Раздел 1. Политика

11

2

Раздел 2. Право

23

3

Резерв

1

Всего

35

           

                                                       6.2.Тематический план

Календарно – тематическое планирование по обществознанию на 2021/2022 учебный год

                                                             

                                                           6 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

                               Раздел 1.Человек в социальном измерении (13 часов)

1

Человек - личность

1

2

Качества сильной личности

1

3

Человек познает мир

1

4

Способности человека

1

5

Человек и его деятельность

1

6

Связь между деятельности и формированием личности

1

7

Потребности человека

1

8

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

1

9

Духовный мир человека

1

10

На пути к жизненному успеху

1

11

Важность взаимопонимания и взаимопомощи

1

12

Практикум по теме «Качества сильной личности»

1

13

 Повторение по теме «Человек в социальном измерении»  

1

                                     Раздел 2. Человек среди людей (11 часов)

14

Межличностные отношения

1

15

Сотрудничество и соперничество

1

16

Человек в группе

1

17

Лидеры

1

18

Групповые нормы

1

19

Общение

1

20

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

1

21

Конфликты в межличностных отношениях

1

22

Конструктивное разрешение конфликта

1

23

Практикум по теме «Межличностные отношения»

1

24

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

                                Раздел 3. Нравственные основы жизни (10 часов)

25

Человек славен добрыми делами

1

26

Золотое правило морали

1

27

Будь смелым

1

28

Смелость и отвага

1

29

Человек и человечность

1

30

Гуманизм - уважение и любовь к людям

1

31

Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

1

32

Практикум по теме «Золотое правило морали»

1

33

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

34

Итоговое повторение по теме «Человек среди людей»

1

35

Резерв

1

                                           

                                                    7 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

          Раздел 1.Регулирование поведения людей в обществе (14 часов)

1

Что значит жить по правилам

1

2

Общественные нравы, традиции и обычаи

1

3

Права и обязанности граждан

1

4

Права ребенка и их защита

1

5

Почему важно соблюдать законы

1

6

Закон и правопорядок в обществе

1

7

Защита Отечества

1

8

Важность подготовки к исполнению воинского долга

1

9

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека 

1

10

Преступления и проступки

1

11

Ответственность за нарушение законов

1

12

Кто стоит на страже закона

1

13

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

14

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

                         Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)

15

Экономика и ее основные участники

1

16

Основные участники экономики- потребители, производители

1

17

Мастерство работника

1

18

Заработная плата и стимулирование труда

1

19

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

20

Что и как производить

1

21

Виды и формы бизнеса

1

22

Условия успеха в предпринимательской деятельности

1

23

Обмен, торговля, реклама

1

24

Реклама в современной экономике

1

25

Деньги, их функции

1

26

Экономика семьи

1

27

Обязательные и произвольные расходы

1

28

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

1

                     Раздел 3.Человек и природа (6 часов)

29

Воздействие человека на природу

1

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

31

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества

1

32

Закон на страже природы

1

33

Участие граждан в природоохранительной деятельности

1

34

Практикум по теме «Человек и природа»

1

35

Резерв

1

                                                              8 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

                                     Раздел 1. Личность и общество (6 часов)

1

Введение. Что делает человека человеком?

1

2

Человек, общество, природа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4

Развитие общества

1

5

Как стать личностью

1

6

Практикум по теме «Личность и общество»

1

                                   Раздел 2.Сфера духовной культуры (8 часов)

7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль

1

9

Долг и совесть

1

10

Моральный выбор – это ответственность

1

11

Образование

1

12

Образование

1

13

Религия как одно из форм культуры

1

14

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

                                Раздел 3.Социальная сфера (5 часов)

15

Социальная структура общества

1

16

Социальные статусы и роли

1

17

Нации и межнациональные отношения

1

18

Отклоняющееся поведение

1

19

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

                                     Раздел 4. Экономика (15 часов)

20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

21

Главные вопросы экономики

1

22

Собственность

1

23

Рыночная экономика

1

24

Производство – основа экономики

1

25

Предпринимательская деятельность

1

26

Роль государства в экономике

1

27

Распределение доходов

1

28

Потребление

1

29

Инфляция и семейная экономика

1

30

Безработица, её причины и последствия

1

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

32

Практикум по теме «Экономика»

1

33

Повторение по теме «Экономика»

1

34

Повторение по теме «Социальная сфера»

1

35

Резерв

1

                                                              9 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

                                          Раздел 1. Политика (11 часов)

1

Введение. Политика и власть

1

2

Государство

1

3

Политические режимы

1

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество и государство

1

6

Местное самоуправление

1

7

Участие граждан в политической жизни

1

8

Политические партии и движения

1

9

Роль политических партий в жизни общества

1

10

Практикум по теме «Политика и власть»

1

11

Практикум по теме «Политика»

1

                                  Раздел 2.Право (23 часа)

12

Роль права в жизни общества и государства

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Разновидности правовых норм. Основные отрасли права.

1

15

Правонарушения и юридическая ответственность

1

16

Право и закон

1

17

Правоохранительные органы

1

18

Конституция Российской Федерации

1

19

Признаки и особенности Конституции как основного закона страны

1

20

Основы конституционного строя РФ

1

21

Формы правления, государственного устройства

1

22

Права и свободы человека и гражданина

1

23

Декларация прав человека и гражданина

1

24

Гражданские правоотношения

1

25

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

26

Семейные правоотношения

1

27

Административные правоотношения

1

28

Уголовно-правовые отношения

1

29

Социальные права

1

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

32

Практикум по теме «Право»

1

33

Повторение по теме «Право»

1

34

Итоговое повторение по теме «Политика и право»

1

35

Резерв

1

                                                6.3.Критерии оценивания.

                  Оценка «пять» ставится за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение применять знания и излагать их логично, в соответствии с нормами литературной речи. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место одна-две несущественные неточности (оговорки, описки и т.п.); за правильный, глубокий, точный ответ на сложный вопрос или за отличное исправление ошибочного ответа.

                Оценка «четыре» ставится за ответ такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты знаний или одной-двух несущественных неточностей и ошибок.

                Оценка «три» ставится за ответ, обнаруживающий знание основных положений темы, однако при наличии значительной неполноты знаний, за одну-две значительные ошибки, нарушение логики изложения, нормативной литературной речи.  

                 Оценка «два» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов.

                Оценка «единица» ставится за отказ учащегося отвечать вообще или при полном незнании материала.

                 При выполнении тестовых работ оценка «пять» ставится, если работы выполнены от 100% до 90 % правильных ответов; «четыре» – если работы выполнены от 89% до 75 %правильных ответов; оценка «три» – от 74 % до 55 % правильных ответов; оценка «два» ставится, если правильных ответов менее 54%.

                                         При выполнении рефератов, сообщений, докладов:

           Оценка «пять» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован, ученик может ответить на любой заданный учителем вопрос и чётко ориентируется в материале своей работы.

           оценка «четыре» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты раскрытия темы; оценка «три» ставится, если тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить на заданный учителем вопрос по материалу работы;

            оценка «два» выставляется, если тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.