Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы в образовательном процессе. Плюсы и минусы.

 Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы в образовательном процессе. Плюсы и минусы.

Здравствуйте дорогие друзья!

В этой статье, я хочу поделиться с Вами собственным опытом использования персонализированной модели образования (далее ПМО). Наша гимназия, как и многие другие ОУ принимала участие в апробации этой модели с использованием школьной цифровой платформы «Сберкласс». Для начала хочу уточнить и обратить ваше внимание на то, что в первую очередь ПМО – это не замена традиционной модели образования, а просто дополнительный инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации, т.е. повысить интерес обучающихся к процессу образования в целом. Что же, по моему мнению, должен понимать педагог при работе с платформой?  В первую очередь платформа позволяет:

- поддерживать, а не отбивать у обучающихся, интерес к учебе;

- формировать проектное мышление;

- ориентироваться в информации, анализировать, классифицировать, отбрасывать лишнее, то есть развивать критическое мышление, что как я считаю крайне важно для мира XXI в., с огромными объемами информации;

- стимулировать у учителя желание постоянно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать вызовам современного цифрового мира.

Как этого добиться? Для этого сначала стоит получить ответ на ряд вопросов.

1. Что такое персонализация и чем она отличается от индивидуального подхода? Есть такое понятие, как привычки разума. Так вот, ПМО вовлекает учеников в проектирование и решение задач, на платформе, используя эти привычки. Что делает процесс получения образования более интересным и комфортным для каждого учащегося. Обратная сторона, как ребенку использующего платформу оставаться на ней, а не переключить свое внимание на игровой контент например?  

2. Как индивидуальную траекторию совместить с рабочей программой предмета? Здесь хочу заметить, что закон об образовании дает нам возможность согласно ст. 47, на: пункт 2 - свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

пункт 3 - право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Здесь как я вижу данные пункты будут работать только если педагог сам захочет их применить к своей деятельности.

3. Как будет работать обратная связь? Эту возможность предусматривает сама платформа. Да и в современном цифровом мире не вижу проблем с коммуникациями как таковыми.

Цифровые платформа позволяют учителю использовать как готовые модули, так и добавлять в него свой материал. Так же есть возможность создать полностью свой модуль.

Я считаю, что в первую очередь, для того, чтобы начать осваивать с детьми ПМО нужно установить не только общие правила работы, но и ответить на некоторые общие вопросы:

  • Что важно для ребенка, для родителя и для педагога?
  • И что будет положительно влиять на мотивацию обучающегося?

Персонализированная модель образования, по мнению разработчиков, - технология обучения, призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира. И с этим нельзя не согласиться. Но есть нюанс. Ни одна платформа не будет работать эффективно если не верить в её действенность. А с этим как оказалось есть проблемы. Давайте попробуем сформулировать, что же по-настоящему важно для родителей и детей при работе с платформой?

Для родителей важно чтобы:

- ребенок ответственно относился к учёбе и научился самостоятельно принимать решения, неся при этом за них ответственность.

Что ж, школа – это в первую очередь зона ответственности ребенка и наша с вами задача, сделать эту зону максимально понятной, а значит комфортной. Цифровая среда для современного ребенка является не только средством коммуникаций с внешним миром, но и средой его интересов. Различные виды устройств прочно вошли в нашу жизнь. И запретить их нам не под силу. А значит надо научить ребенка ответственному обращению с ними. Вот она взрослая и сложная задача, но вполне решаемая. Если и педагоги, и родители в этом вопросе будут на одной стороне, то все получится. А что же важно для родителей? А для родителей важно чтобы:

Ребенок полюбил учиться и достиг высоких академических знаний.

Очень часто неудовлетворённость этими двумя пунктами является триггером для родителей. И они принимают решение не куда идти, а откуда уходить. Очень часто ребенок не может установить прямую связь между понимаем «я могу» и действием «я умею». Чтобы помочь установить эту связь, необходимо дать ребенку свободу выбора, и в этом может помочь ПМО, как инструмент достижения цели. Так же можно более быстро достичь главного образовательного результата для ребенка – умения ответственно распоряжаться собственным временем и жизнью. Но на первых этапах это должно быть сопровождаемо ответственными взрослыми. Так как лень, жалость и безответственность по отношению к ребенку, очень часто ведет к обратным результатам.

Но прежде чем добиться результата, нужно пройти определенный путь. Кто-то из учеников может пройти его самостоятельно, для кого-то это будет сделать сложно. И здесь нужна будет помощь не только педагога или родителя, но и сверстника, который сможет придать уверенность в действиях, так как ребенок склонен доверять не только взрослым, но и своим сверстникам. Особенно если они являются лидерами. Стоит учитывать при этом мнения всех учащихся. В момент дискуссии можно выяснить какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленный вопрос. И обязательно в конце обучения, стоит подвести итоги или рефлексию, то есть вернуться к проблемному вопросу. Как правило, все обучающиеся к этому времени уже могут дать полноценный ответ на поставленные вопросы.

Данная методика позволяет ребенку увидеть траекторию своего движения, оценить свой реальный уровень. Тем самым мы формируем Soft skills, т.е. мягкие навыки.

Так как для детей достаточно важно, чтобы был:

- дружный коллектив и интересный, современный педагог;

- возможность высказывать свое мнение и большой простор для творчества.

Большой плюс в том, что во многих моделях, разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка и проверка работы одноклассником. В завершении обучающиеся могут выполнить проверочную работу. Но я бы рекомендовал вам все работы учащихся перепроверять, не зависимо от того по каким ключам они были оценены. Т.к. часто бывает, что при изменении падежа, либо при замене слов синонимами, система выдает ошибку, несмотря на правильность суждений и ответов. Это в целом повысит доверие детей к вам, как к педагогу и к ПМО в целом.

Все учебные платформы, в целом повышают мотивированность учащихся к самообразованию, развивают культуру включенности, цифрового общения и обучения. Использование платформы, как инструмента персонализированного, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычное традиционное обучение. У Франческо Петрарка есть мысль “Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам”. Отсюда как я вижу есть две установки. Установка на рост и установка на данность. Наша задача прививать детям навыки роста, в то числе и при помощи различных инструментов.

Единственная проблема по подключению к школьной цифровой платформе может возникнуть у детей дома, так как я предполагаю, что не у всех учеников есть для этого техническая возможность.

P.S. Различные виды образовательных платформ – это уже данность и нам, педагогам надо научиться их эффективно использовать как дополнение к традиционным формам обучения. И конечно же помнить о том, что любой инструмент в неумелых руках может служит средством разрушения, а не созидания. А значит необходимо постоянно повышать свою цифровую квалификацию. Наша профессия является без преувеличения стратегической. И любой педагогический инструмент должен быть хорошо выверен и безопасен для всех участников учебного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы в образовательном процессе. Плюсы и минусы.

Здравствуйте дорогие друзья!

В этой статье, я хочу поделиться с Вами собственным опытом использования персонализированной модели образования (далее ПМО). Наша гимназия, как и многие другие ОУ принимала участие в апробации этой модели с использованием школьной цифровой платформы «Сберкласс». Для начала хочу уточнить и обратить ваше внимание на то, что в первую очередь ПМО – это не замена традиционной модели образования, а просто дополнительный инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации, т.е. повысить интерес обучающихся к процессу образования в целом. Что же, по моему мнению, должен понимать педагог при работе с платформой?  В первую очередь платформа позволяет:

- поддерживать, а не отбивать у обучающихся, интерес к учебе;

- формировать проектное мышление;

- ориентироваться в информации, анализировать, классифицировать, отбрасывать лишнее, то есть развивать критическое мышление, что как я считаю крайне важно для мира XXI в., с огромными объемами информации;

- стимулировать у учителя желание постоянно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать вызовам современного цифрового мира.

Как этого добиться? Для этого сначала стоит получить ответ на ряд вопросов.

1. Что такое персонализация и чем она отличается от индивидуального подхода? Есть такое понятие, как привычки разума. Так вот, ПМО вовлекает учеников в проектирование и решение задач, на платформе, используя эти привычки. Что делает процесс получения образования более интересным и комфортным для каждого учащегося. Обратная сторона, как ребенку использующего платформу оставаться на ней, а не переключить свое внимание на игровой контент например?  

2. Как индивидуальную траекторию совместить с рабочей программой предмета? Здесь хочу заметить, что закон об образовании дает нам возможность согласно ст. 47, на: пункт 2 - свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

пункт 3 - право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Здесь как я вижу данные пункты будут работать только если педагог сам захочет их применить к своей деятельности.

3. Как будет работать обратная связь? Эту возможность предусматривает сама платформа. Да и в современном цифровом мире не вижу проблем с коммуникациями как таковыми.

Цифровые платформа позволяют учителю использовать как готовые модули, так и добавлять в него свой материал. Так же есть возможность создать полностью свой модуль.

Я считаю, что в первую очередь, для того, чтобы начать осваивать с детьми ПМО нужно установить не только общие правила работы, но и ответить на некоторые общие вопросы:

  • Что важно для ребенка, для родителя и для педагога?
  • И что будет положительно влиять на мотивацию обучающегося?

Персонализированная модель образования, по мнению разработчиков, - технология обучения, призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира. И с этим нельзя не согласиться. Но есть нюанс. Ни одна платформа не будет работать эффективно если не верить в её действенность. А с этим как оказалось есть проблемы. Давайте попробуем сформулировать, что же по-настоящему важно для родителей и детей при работе с платформой?

Для родителей важно чтобы: 

- ребенок ответственно относился к учёбе и научился самостоятельно принимать решения, неся при этом за них ответственность.

Что ж, школа – это в первую очередь зона ответственности ребенка и наша с вами задача, сделать эту зону максимально понятной, а значит комфортной. Цифровая среда для современного ребенка является не только средством коммуникаций с внешним миром, но и средой его интересов. Различные виды устройств прочно вошли в нашу жизнь. И запретить их нам не под силу. А значит надо научить ребенка ответственному обращению с ними. Вот она взрослая и сложная задача, но вполне решаемая. Если и педагоги, и родители в этом вопросе будут на одной стороне, то все получится. А что же важно для родителей? А для родителей важно чтобы:

Ребенок полюбил учиться и достиг высоких академических знаний.

Очень часто неудовлетворённость этими двумя пунктами является триггером для родителей. И они принимают решение не куда идти, а откуда уходить. Очень часто ребенок не может установить прямую связь между понимаем «я могу» и действием «я умею». Чтобы помочь установить эту связь, необходимо дать ребенку свободу выбора, и в этом может помочь ПМО, как инструмент достижения цели. Так же можно более быстро достичь главного образовательного результата для ребенка – умения ответственно распоряжаться собственным временем и жизнью. Но на первых этапах это должно быть сопровождаемо ответственными взрослыми. Так как лень, жалость и безответственность по отношению к ребенку, очень часто ведет к обратным результатам.

Но прежде чем добиться результата, нужно пройти определенный путь. Кто-то из учеников может пройти его самостоятельно, для кого-то это будет сделать сложно. И здесь нужна будет помощь не только педагога или родителя, но и сверстника, который сможет придать уверенность в действиях, так как ребенок склонен доверять не только взрослым, но и своим сверстникам. Особенно если они являются лидерами. Стоит учитывать при этом мнения всех учащихся. В момент дискуссии можно выяснить какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленный вопрос. И обязательно в конце обучения, стоит подвести итоги или рефлексию, то есть вернуться к проблемному вопросу. Как правило, все обучающиеся к этому времени уже могут дать полноценный ответ на поставленные вопросы.

Данная методика позволяет ребенку увидеть траекторию своего движения, оценить свой реальный уровень. Тем самым мы формируем Soft skills, т.е. мягкие навыки.

Так как для детей достаточно важно, чтобы был:

- дружный коллектив и интересный, современный педагог;

- возможность высказывать свое мнение и большой простор для творчества.

Большой плюс в том, что во многих моделях, разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка и проверка работы одноклассником. В завершении обучающиеся могут выполнить проверочную работу. Но я бы рекомендовал вам все работы учащихся перепроверять, не зависимо от того по каким ключам они были оценены. Т.к. часто бывает, что при изменении падежа, либо при замене слов синонимами, система выдает ошибку, несмотря на правильность суждений и ответов. Это в целом повысит доверие детей к вам, как к педагогу и к ПМО в целом.

Все учебные платформы, в целом повышают мотивированность учащихся к самообразованию, развивают культуру включенности, цифрового общения и обучения. Использование платформы, как инструмента персонализированного, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычное традиционное обучение. У Франческо Петрарка есть мысль “Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам”. Отсюда как я вижу есть две установки. Установка на рост и установка на данность. Наша задача прививать детям навыки роста, в то числе и при помощи различных инструментов.

Единственная проблема по подключению к школьной цифровой платформе может возникнуть у детей дома, так как я предполагаю, что не у всех учеников есть для этого техническая возможность.

P.S. Различные виды образовательных платформ – это уже данность и нам, педагогам надо научиться их эффективно использовать как дополнение к традиционным формам обучения. И конечно же помнить о том, что любой инструмент в неумелых руках может служит средством разрушения, а не созидания. А значит необходимо постоянно повышать свою цифровую квалификацию. Наша профессия является без преувеличения стратегической. И любой педагогический инструмент должен быть хорошо выверен и безопасен для всех участников учебного процесса.