Эссе с любовью к детям
... «А ты относишься к тем педагогам, у которых есть любимчики!» - слышу я мнение в свой адрес от авторитетного и опытного коллеги. «Да?!» - только это я смогла ответить, немного оторопев от неожиданности. В голове же началась напряженная работа и обдумывание услышанного. Почему? Неужели это так? Я же стараюсь быть объективной и справедливой! Самокопание и самоанализ длится несколько дней. И даже больше! Задаю себе вопросы: «Это плохо? Ты не должна любить кого-то из своих учеников больше, чем других детей?» Ответ приходит нескоро, мучает совесть. Стоп…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_s_lyubovyu_k_detyam.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Бакчарского района
Отдел образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа
имени Михаила Тимофеевича Калашникова»
Номинация:
Эссе
С любовью к детям
Муниципальный заочный творческий конкурс «Мир и доверие»
Выполнила:
Смирнова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог
МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т.Калашникова»
с. Парбиг – 2021
... «А ты относишься к тем педагогам, у которых есть любимчики!» - слышу я мнение в свой адрес от авторитетного и опытного коллеги. «Да?!» - только это я смогла ответить, немного оторопев от неожиданности. В голове же началась напряженная работа и обдумывание услышанного. Почему? Неужели это так? Я же стараюсь быть объективной и справедливой! Самокопание и самоанализ длится несколько дней. И даже больше! Задаю себе вопросы: «Это плохо? Ты не должна любить кого-то из своих учеников больше, чем других детей?» Ответ приходит нескоро, мучает совесть. Стоп… А почему нет? Я имею на это право! Я могу испытывать чувства сильнее, чем те, которые испытываю просто к детям, просто к детству, просто к миру детей. И мне нечего стыдиться! Да, я люблю больше те классы, в которых веду занятия-уроки; я люблю больше тех учеников, с которыми воплотились в жизнь педагогические и ученические проекты; я люблю больше тех, кто пришел ко мне со слезами на глазах и попросил помощи; я люблю больше тех, кто уже давно не учится в школе, но рад встречам со мной!
Сегодня моё «ДА» уже звучало бы не вопросительно, а утвердительно.
Да! Ведь невозможно не начать любить больше ребенка, который впустил меня в свой мир, который поведал мне свои горести и тайны, который смеялся вместе со мной над одной шуткой.
У нас у всех разный профессиональный старт. Но я никогда не забуду слова своего первого наставника, в первый год своей работы, когда я в очередной раз сетовала на нерадивых учеников, на детскую глупость. «Уходи! Уходи, пока не затянуло!» - резко, но беззлобно ответила она мне. «Почему?» - спросила я с обидой в голосе. «Поработаешь ещё пару лет, и сама узнаешь», - таким был её ответ. Ответы я начала получать не через пару лет, а уже этим же летом, работая воспитателем в летнем лагере. Я погрузилась в детский мир с головой. Я не была учителем, который должен научить и научить хорошо, я была старшим другом, партнером в игре, я была «ученицей». Меня учили детским правилам, которые я должна была принять и выполнять. И те самые ученики уже не казались мне глупыми и неразумными! Они были другие: заводилы и тихони, смельчаки и трусишки, бодрые и усталые, ловкие и неумелые. Стоп! Разве неумелые? Нет! Они учились. Они развивались. Они росли! И уже совсем другие эмоции все чаще возникали внутри. А ведь все они искатели, мечтатели, исследователи.
Дополнительные знания о детях посыпались на меня потоком, когда я решила освоить специальность психолога. Как же здорово, что всё это подкреплялось практикой и приобретаемым опытом. И пришла ОНА - ЛЮБОВЬ. Любовь к своей работе, к миру детства, к ДЕТЯМ.
К каждому классному часу, тренингу, игре готовилась тщательно. Ведь детям должно быть интересно, полезно повести время с психологом. За эти 40 минут я должна сказать что-то важное каждому, расположить к себе, приоткрыть занавес в мир психологии. Самая лучшая награда была и есть – это вопрос: «А вы к нам ещё придёте?» Разве могу я после этого остаться равнодушной к этому классу?
Был ещё один опыт, «проверивший» меня на «ЛЮБОВЬ к детям». Я была классным руководителем у «ужасного» класса! «Ужасного», ведь там отказался работать предыдущий классный руководитель и никто не соглашался занять её место. Да, было сложно. За два с половиной года, проведенных вместе, гамма чувств посетила меня. Сказать честно, были и досада, и злость, и бессилие, и усталость… Именно в это время в учительской появился на стенде с расписанием листок со словами Януша Корчака «Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему». Как же вовремя кто-то принес его. Это было в самую точку. Эти слова часто сдерживали меня от первых эмоций. К детям после их очередной выходки надо идти с «холодной головой»… Постепенно в классе стал звучать общий смех, появилась радость встреч после каникул. В моем сердце поселилась любовь классного руководителя к «своим детям». Было очень жаль расставаться с ними по окончании ими 8 класса. Расставание для нас всех было неожиданным. Я скучала, и они тоже… Они - мои «любимчики»? Да!
Прошло несколько лет. Были и другие моменты, повлиявшие на мои убеждения…
Этот учебный год начался для меня неожиданно. Директор попросила меня охватить работой воспитанников детского сада, детей 4, 5, 6 лет. Ну ладно шестилетки, опыт работы с дошколятами есть. Но четырёх-и пятилетние ? Да еще и совсем другая образовательная среда. Да и стиль взаимодействия совсем другой. М-да…задача! Веду сына в сад, а сама присматриваюсь к играющим на площадках детям. Мысленно готовлюсь к встречам. Волнуюсь. Примут ли меня? Будут ждать занятий со мной? Будут занятия со мной в радость?...
Уже позади первое полугодие. Рассказываю очередную сказку «малышам», кульминационный момент… Карина снова прижалась ко мне со словами: «Ты меня пугаешь. Я буду с тобой стоять, так я меньше боюсь». Я давлю в себе смех и продолжаю рассказывать дальше. Всё заканчивается хорошо! Наши сказки со счастливыми концами!
В подготовительной группе готовимся к началу обучения в школе. Хвалю всех и каждого. Каждого за правильно выполненное задание глажу по голове. А они, оказывается, считают, сколько раз за занятие я их погладила, и хвалятся этим дома. И снова 1 сентября в школу придут учиться мои «любимчики».
Несколько лет назад мне представилась возможность сменить работу. Тогда я попросила на обдумывание день. Бессонная ночь всё-таки склонила остаться в школе.
На следующий год я стала работать в «сказочном» кабинете, с необыкновенным и незнакомым оборудованием. Снова погрузилась в профессиональный поиск. Ведь в таких условиях надо учиться работать с детьми по-другому. Да и какие дети рядом? Особые. С особыми образовательными потребностями. Каждый со своими трудностями и особенностями, ещё и с характером! И снова новый девиз в голове «Понять. Принять. Прощать», а без любви не будет результата.
На днях мне снова предложили новую работу. «Нет!» – ответила я не раздумывая.
Уходить надо было сразу! А сейчас уже «ЗАТЯНУЛО»!
Я очень люблю своих сыновей, но в моем сердце есть место и для «любимчиков». Сколько их ещё будет? Пусть их будет много!
И ещё! Я надеюсь, что и через 5, 10, 15 лет я всё так же буду ждать в конце отпуска начала нового учебного года. Меня будут радовать звонки, шумные перемены, приходящие ко мне на занятия ученики. Я так же с азартом, интересом, любовью буду разрабатывать новые программы для этих непосед, любознаек, «любимчиков».
Я не хочу познать, что такое «профессиональное выгорание». Это не должно случиться, этого не может быть! Ведь это не «работа». Это – «жизнь». Жизнь с любовью к своему делу, школе, детству, ДЕТЯМ!