Эссэ "Методика организации научно – исследовательской деятельности в школе"

Каптелинина Ольга Павловна

Ольга Павловна Каптелинина,

учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МАОУ СОШ села Нижнетроицкий МР Туймазинский район

Республики Башкортостан, РФ

Методика  организации  научно – исследовательской

деятельности в школе

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

 Основная  часть

Введение

    Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

Мы  живем  в сельской местности, и порой кажется, что у нас не может быть ничего интересного. Но наше село, наша  школа  богата интересными, умными  людьми. В разные  времена существования нашей школы в ней учились   Шелудько Евгений  и Эдуард Солодовников,  Владимир Чернов  и Андрей Китов. Это ученики нашей школы, которые не только оставили добрый след, будучи  ее   воспитанниками , но и после нее они были на высоте. Поэтому их пример вдохновил и нынешних воспитанников  на   новые  интересные  и полезные  дела. Вот из них и сложился в этом году творческий коллектив  детского объединения дополнительного образования  «Эврика».

Об интересных воспитанниках    НОУ «Эврика»  и о проблемах организации  НОУ «Эврика»  я и хотела рассказать в данной работе.

 

§1    Психологическое  обоснование  мотивации  у младших  школьников к обучению  в школе.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

 Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?»

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

При анализе результатов исследования и сопоставлении уровня школьной адаптации и мотивационной готовности к школе  мы смогли определить, что  у тех первоклассников, у  которых проявился низкий уровень адаптации, также проявился низкий уровень мотивационной готовности к школе.

 На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у младших школьников разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что впоследствии становится одной из причин более успешной школьной адаптации детей.  В то же время необходима развивающая работа по повышению уровня адаптивных возможностей младших школьников. Полученные нами результаты позволяют сделать выводы об основных направлениях такой развивающей работы.

§2  Обоснование  необходимости  создания  научных  обществ  учащихся  в школе.

Для развивающей работы   в школах существуют научные общества учащихся (НОУ),  создаваемых  в  старших классах.

Главная задача этих обществ — дать воспитаннику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности воспитанников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ.

Какое значение для воспитанников имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах  и   исследованиях.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых  разумом Ньютонов» существует в любом обществе. Эго необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

Во многих странах Западной Европы, в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно   раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса. НОУ  помогает  развивать  умения  делать  выписки, аннотации, собирать  научную  информацию.

Формирование  коммуникативной  культуры, приобретение  навыков  аргументировать,  представлять,  дискутировать, доказывать  свою  правоту, ставить  вопросы,  решать  проблемные  ситуации, говорить обдуманно ,целенаправленно,     получать и передавать информацию,  работать  с литературными источниками,   выступать  с  докладами,  уметь  слушать  других  и  себя – все  эти  возможности   ребенок  получает, работая  в  НОУ.

В 2008 году в школе было принято решение о создании  научного общества  учащихся. 

Мы  определили  Цели научного общества учащихся  «Эврика»:

Расши-  научиться методам и приемам научного исследования;

-  научиться работать с литературой;

- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Исследовательская    работа   предполагает  индивидуальный  темп и способ  продвижения,  обеспечивая при этом  достаточно высокий  уровень  знаний.

 

§3 Специфика работы НОУ в школе

 Какова же специфика работы НОУ в школе? Вместе со школьным   психологом преподаватель  осуществляет диагностику личностных   особенностей  и  интеллектуальных способностей  обучающихся.  Для  диагностики  проводится  тестирование в 8 – 11 классах

Перед администрацией школы возникает задача: найти педагогов, создать им условия для повышения мастерства в сфере работы со способными детьми.  Учителей направляют на курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, где педагоги получают прекрасную  возможность    квалифицированной  поддержки   в плане  организации НОУ  Во время  прохождения  курсов повышения квалификации  в  БИРО в сентябре  2008 года,  я  получила  квалифицированную  поддержку по организации  научно – исследовательской работы в школе, которая  мне помогла  в  организации  НОУ.

Выявляется и отсутствие у учителей, желающих заниматься с детьми в НОУ, практических навыков оформления исследовательской работы. Эту проблему я  решила благодаря прекрасной Памятке  «Научно-исследовательская деятельность учащихся», которую я составила по итогам работы на курсах повышения  квалификации в БИРО. В результате уровень (содержание, структура, оформление, исследуемые проблемы) работ становится значительно выше. (Памятка  прилагается)

Сегодня мы можем утверждать ,  что  работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую  направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации в архивах, лабораториях, библиотеках, экспедициях.

 

§4  Формирование  компетенций

НОУ способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:

• учебно - познавательная (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

• информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов (факс, компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон) и информационных технологий (аудио- и видео-запись, электронная почта, Интернет, СМИ)

• коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным, презентовать себя и т. д.);

• компетенция личностного самосовершенствования и др.

Какие  же требования должны быть  предъявлены  к учителю, реализующему исследовательский подход в обучении.

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для них форме.

- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера   учеников, избегать директивных   приемов.

- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи   поставленных   вопросов.

- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать  к  нужным источникам  информации.

- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой   проблематике.

 Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-;методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, СД, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Считаю важным отметить то, что в исследовательской работе не может  быть  массовости. Индивидуальная  работа  с учениками  позволяет и учителю – руководителю  НОУ,  и   воспитаннику лучше  узнать  предмет  исследования, понять значимость  данного  исследования как   для  самого воспитанника,  так и для  других  учащихся 

Проектная и исследовательская деятельность воспитанников  побуждает к организации   информационного   пространства  образовательного  учреждения.

 

§5    Познавательно - -коммуникативная работа

Для того , чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать  информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию,  [работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с  докладами, уметь слушать других и себя.

Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, нужна целенаправленная познавательно-просветительская работа среди членов НОУ.

Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д.

Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации - необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

 Проведение  данной работы  способствует  успешному  участию  воспитанников в научно – практических конференциях города и района. В  первый  год работы  школьного НОУ  «Эврика» на  IX НПК  школьников  района  было  представлено  3  работы. 2 – от объединения  «Исторический» и 1 работа – от НОУ «Эврика».   Результат – 1 место  заняли  Мешкова Анна и Юдина Виктория за работу «История двух славных семей села Нижнетроицкий».

Наша  практика показала, что воспитанники,  занимающиеся  исследовательской  работой в школе,  дальше, поступая в учебные  заведения, продолжают эту работу. Так,  увлекаясь  физикой  в школе, Китов Андрей после  ее окончания, поступил  в УГАТУ  и,  занимаясь исследовательской работой, принимает участие в республиканских и российских научно – практических конференциях. На вопрос «Зачем он это делает?» он отвечает просто:  «Интересно!» Это ли не главный показатель, дающий нам право на создание НОУ в школе, на работу с одаренными  детьми ?

Выводы

  На  основе проведенного анализа  мы сделали  вывод, что организация работы  с одаренными  детьми,  организация  научно – исследовательской  работы  в  школе  необходима, и этому  вопросу следует  уделять  особенное  внимание.

 Проводя  исследования по  организации  школьного НОУ я  пришла к выводу, что  исследовательскую  работу можно  начинать уже в начальной школе, что мы и попытаемся сделать в следующем году.

 Знания, полученные  воспитанниками в ходе исследовательской  работы  они  успешно применяют в своей повседневной  школьной жизни, оценки по профильным предметам стали лучше.

 

 Список  использованной  литературы:

  1.   Опыт  организации  исследовательской  деятельности  школьников: «Малая  академия  наук»./ авт.- составитель Г.И.Осипова . Волгоград.  Учитель. 2007.
  2. Повышение  педагогического мастерства  учителя: опыт  создания  системы  методической  работы   / авт – составитель Н.В.Ширшина.- Волгоград : Учитель, 2008
  3. Справочник  завуча. 5  - 11 классы./ Н.И.Дереклеева, Москва: «ВАКО»,2006

 

рение кругозора воспитанников в области достижений отечественной и зарубежной науки.

1. Выявление наиболее одаренных воспитанников в разных областях науки и развитие их творческих способностей,  для  чего  был создан  школьный  план  работы с одаренными  детьми (прилагается)

2. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы воспитанников, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

4. Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Задачи   научного общества учащихся  «Эврика»:

 - овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

-  почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;