Эссе
Учитель цифровой эпохи.
Учитель цифровой эпохи, какой он? От этого вопроса зависит многое: учитель, по большому счету,- это тактика и стратегия образовательного и воспитательного процессов.
А что это значит, быть учителем в современных условиях? В современных реалиях пандемии ученик и учитель отдалены друг от друга. Все обучение перешло в виртуальный мир. Но рассмотрим ситуацию с другой стороны: учитель стал ближе к современному ученику благодаря интернет-технологиям: месссенджерам, различным облачным хранилищам, инновационным заданиям и тестам. И теперь учитель с учеником на связи даже тогда, когда ребенок заболел, уехал на соревнования, или когда сам педагог находится в командировке.
Мы живем в XXI веке, в эпоху современных технологий, эпоху уникальных разработок и новых границ. Наш мир давно уже не тот: печатные книги вытесняются электронными, тетради заменяются пустым электронным полем, на котором пишут специальном электронным текстом, а вместо привычных школьных досок с мелом – электронная ручка и интерактивная доска. Даже дневники и школьные журналы стали электронными. Все вокруг перешло в цифровой и электронный формат. И какое же место тогда занимает учитель в нынешней эпохе современных технологий? На данный вопрос можно ответить словами Билла Гейтса - «Технологии – это всего лишь инструмент. Когда дело касается того, чтобы побуждать и мотивировать детей работать вместе, учитель играет самую важную роль. Учитель – это мастер, умело использующий данный инструмент».
Не так давно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: навыки работы с интернет ресурсами из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией?
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Синхронный формат предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Во время асинхронного формата продолжается взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. На помощь также приходят различные цифровые образовательные технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения.
Говоря о переориентации всего образовательного процесса, возникает вопрос о том, что представляет собой это «новое образование» для самого ученика? Обучение в цифровой среде — это тяжелый труд или увлекательное времяпрепровождение?
Забегая вперед, я бы хотела дать свой ответ на этот вопрос. Я считаю, что образование в условиях цифрового общества должно являться для ученика и трудом, требующим настойчивости и дисциплинированности, и увлекательным времяпрепровождением, которое, однако не следует рассматривать исключительно в развлекательном аспекте. Кроме этого, нельзя забывать о важнейшем свойстве цифрового образования – его требовании непрерывности.
Требование от ученика дисциплинированности связано с тем, что цифровое образование предполагает выработку у ученика навыков самостоятельного обучения, т. полную и осознанную реализацию всех этапов получения новых знаний и формирования умений и навыков самим обучающимся, а также понимания особенностей протекания учебного процесса в условиях цифровой среды – цифровой грамотности. Другими словами, ученик должен стать субъектом организации учебного процесса в условиях цифрового образования, перейти в разряд т. «самоуправляемых» обучающихся. В условиях требования непрерывного образования, вызванного к жизни ускорением общественного развития, подобный контроль со стороны обучающегося за собственным образованием будет требовать от него гораздо большей ответственности, дисциплины и настойчивости, нежели это было в условиях традиционной системы образования.
В связи с этим неизбежны изменения и в функциях преподавателя, который из «источника информации» должен стать «менеджером» образовательного процесса, своего рода «направляющим соучастником» и координатором обучающегося, вместе с которым они определяют образовательную траекторию, по которой будет в дальнейшем следовать ученик. Это и обуславливает растущую педагогическую неэффективность традиционных методов обучения, которые уступают своё место активным и интерактивным методам работы.
Таким образом, я считаю, что цифровая эпоха ведет к качественным изменениям в роли обучающегося в процессе обучения, меняет его ценностные установки по отношению к образовательному процессу. Образование в условиях цифрового общества может являться для ученика и трудом, требующим настойчивости и дисциплинированности, но также и увлекательным времяпрепровождением, обладающим досуговым характером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 335.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства системы образования «Учитель года - 2022»
ФИО участника конкурса
|
Учитель цифровой эпохи.
Учитель цифровой эпохи, какой он? От этого вопроса зависит многое: учитель, по большому счету,- это тактика и стратегия образовательного и воспитательного процессов.
А что это значит, быть учителем в современных условиях? В современных реалиях пандемии ученик и учитель отдалены друг от друга. Все обучение перешло в виртуальный мир. Но рассмотрим ситуацию с другой стороны: учитель стал ближе к современному ученику благодаря интернет-технологиям: месссенджерам, различным облачным хранилищам, инновационным заданиям и тестам. И теперь учитель с учеником на связи даже тогда, когда ребенок заболел, уехал на соревнования, или когда сам педагог находится в командировке.
Мы живем в XXI веке, в эпоху современных технологий, эпоху уникальных разработок и новых границ. Наш мир давно уже не тот: печатные книги вытесняются электронными, тетради заменяются пустым электронным полем, на котором пишут специальном электронным текстом, а вместо привычных школьных досок с мелом – электронная ручка и интерактивная доска. Даже дневники и школьные журналы стали электронными. Все вокруг перешло в цифровой и электронный формат. И какое же место тогда занимает учитель в нынешней эпохе современных технологий? На данный вопрос можно ответить словами Билла Гейтса - «Технологии – это всего лишь инструмент. Когда дело касается того, чтобы побуждать и мотивировать детей работать вместе, учитель играет самую важную роль. Учитель – это мастер, умело использующий данный инструмент».
Не так давно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: навыки работы с интернет ресурсами из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией?
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Синхронный формат предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Во время асинхронного формата продолжается взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. На помощь также приходят различные цифровые образовательные технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения.
Говоря о переориентации всего образовательного процесса, возникает вопрос о том, что представляет собой это «новое образование» для самого ученика? Обучение в цифровой среде — это тяжелый труд или увлекательное времяпрепровождение?
Забегая вперед, я бы хотела дать свой ответ на этот вопрос. Я считаю, что образование в условиях цифрового общества должно являться для ученика и трудом, требующим настойчивости и дисциплинированности, и увлекательным времяпрепровождением, которое, однако не следует рассматривать исключительно в развлекательном аспекте. Кроме этого, нельзя забывать о важнейшем свойстве цифрового образования – его требовании непрерывности.
Требование от ученика дисциплинированности связано с тем, что цифровое образование предполагает выработку у ученика навыков самостоятельного обучения, т. полную и осознанную реализацию всех этапов получения новых знаний и формирования умений и навыков самим обучающимся, а также понимания особенностей протекания учебного процесса в условиях цифровой среды – цифровой грамотности. Другими словами, ученик должен стать субъектом организации учебного процесса в условиях цифрового образования, перейти в разряд т. «самоуправляемых» обучающихся. В условиях требования непрерывного образования, вызванного к жизни ускорением общественного развития, подобный контроль со стороны обучающегося за собственным образованием будет требовать от него гораздо большей ответственности, дисциплины и настойчивости, нежели это было в условиях традиционной системы образования.
В связи с этим неизбежны изменения и в функциях преподавателя, который из «источника информации» должен стать «менеджером» образовательного процесса, своего рода «направляющим соучастником» и координатором обучающегося, вместе с которым они определяют образовательную траекторию, по которой будет в дальнейшем следовать ученик. Это и обуславливает растущую педагогическую неэффективность традиционных методов обучения, которые уступают своё место активным и интерактивным методам работы.
Таким образом, я считаю, что цифровая эпоха ведет к качественным изменениям в роли обучающегося в процессе обучения, меняет его ценностные установки по отношению к образовательному процессу. Образование в условиях цифрового общества может являться для ученика и трудом, требующим настойчивости и дисциплинированности, но также и увлекательным времяпрепровождением, обладающим досуговым характером.