Эссе «Я педагог ХХI века»
Эссе «Я педагог ХХI века»
Научить человека быть счастливым
— нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко
Мой путь к профессии педагога-психолога не был трудным, долгим… Еще в детстве мечтала стать учителем, а повзрослев, поняла, что хочу быть не просто преподавателем, а педагогом-психологом, работающим с подростками. Почему? Да потому, что хорошо помню свои переживания и поиски ответов на вопросы: «Для чего живу?», «Что я значу в этой жизни?» И было желание помочь, поддержать взрослеющего человека в его исканиях, терзаниях, а они всегда есть в подростковом возрасте… К. Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества» [1.144]. Выбор профессии педагога-психолога для меня был очевиден.
На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педагог-философ; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... И многие, многие другие типы педагогов, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
И вот наступил 21 век, новое тысячелетие, а с ними – и новое время. Важно задуматься о том, что несет нам оно, какие задачи ставит, каково наше место в нем. Ведь я педагог, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать его, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
Что же является залогом успеха в нашей профессии? Ещё в начале ХХ великий педагог-классик А.С. Макаренко назвал им отношение к своему делу, отмечал, как важно, чтобы в каждом педагоге «горел огонь». Он требовал от своих коллег не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал другого: энтузиазма в преподавании, любви и страсти к делу, преданности; нужно, чтобы человек любил свою работу и трудился не как ремесленник, а как артист.
Я – педагог ХХI века. Задумываюсь ли я об этом? Только когда взрослые говорят о том, что дети стали другими, о том, как все меняют новые технологии... А мне все понято! И интересно!
Для меня в профессии всегда было и остается важным умение сопереживать, чувствовать и понимать ребенка, добиваться того, чтобы он мне доверял. Суметь разглядеть способности в ребенке, дать возможность развить их, а порой вселить веру в себя, пробудить желание стать лучше и идти к победе, показывать ориентир, но при этом дать возможность кадету самому выбирать свой путь! Самому! Быть рядом, поддерживать, но не мешать! Вот, наверное, главное отличие педагога 21 века. Современный педагог, воспитывая новое поколение страны, определяет тем самым его судьбу. Я работаю в динамичное время, в котором предъявляются повышенные требования к организации образовательного процесса, педагогическим инновационным технологиям и разработкам. Учитывая модернизацию современных процессов в обществе, педагог просто обязан использовать в своей деятельности инновационные технологии: развивающие, личностно-ориентированные, проблемные, компьютерные и другие. Педагог будущего должен ориентироваться на личность ученика, создать условия для его саморазвития, дифференцированно подойти к каждому. Позиция педагога будущего: "Я вместе с вами!", "Я рядом!".
Сейчас многие говорят о том, что в школе будущего учителей заменят компьютеры, роботы. Я же считаю, что никакая обучающая техника не заменит живого контакта с педагогом. Никакой самый совершенный робот не добьется взаимопонимания с учеником. Он останется только источником информации, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть ЧЕЛОВЕКОМ, личностью. Учитель (в прошлом, настоящем или будущем) – это воплощение любви, доброты, понимания и терпения. Компьютер – всего лишь инструмент, который помогает решить методическую проблему преподавания, не «как лучше рассказать материал», а «как лучше показать».
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные, поэтому самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности. Необходимо знать не только свой педагогический профиль, но и иметь глубокие знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Педагогу необходимо учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед проходит само время, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Поэтому новые формы работы потребуют новых современных знаний.
Вы только представьте, как продвинется психология в будущем? Уже сегодня начинают свое развитие новые направления: тренинги успешной коммуникации, студии актерской психопластики, кружки прикладной конфликтологии, центры танцевальной психотерапии, группы экстремального аутотренинга, школы развития творческого мышления. Продолжается совершенствование интуиции и восприятия внутреннего мира, раскрытие потенциала памяти, интенсификация обучаемости и многое другое. И все это надо знать современному психологу и уметь применять в своей практической работе.
Сейчас формируется новая наука, которая соединит все направления, связанные с развитием человечества, сфер его деятельности, круга интересов, пространства управления эмоциями, чувствами индивидуально и в команде единомышленников, искусство не нарушать личное пространство других людей. Мир и созидание – вот залог успешного развития человечества, это первостепенная задача исследования современной психологии. Имеет ли право педагог не соответствовать требованиям времени? Нет! «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», - в конце XIX века русский педагог К. Д. Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств педагога.
Я работаю педагогом-психологом в Санкт-Петербургском военном корпусе, но для меня это не только работа, но и жизнь, жизнь в удивительном мире КАДЕТСВА. Моя педагогическая концепция основана на индивидуальном подходе к каждому, и я ориентируюсь на его потребности и возможности, но при этом четко понимаю, что работаю не с обычными подростками-школьниками, а с кадетами, будущими офицерами, ребятами, которые похожи на своих сверстников, но отличаются многим. Они носят военную форму, а это ко многому обязывает. Хочу, чтобы ребенок после моего занятия, тренинга или консультации смог в дальнейшем сам строить свою жизнь, решать возникающие проблемы, иметь доступ к собственным творческим ресурсам. Оказать поддержку взрослеющему человеку в этом важном жизненном процессе – это и есть моя главная задача и основной смысл моей работы.
И в заключение хочется сказать, что Человек рождён для счастья. Чтобы быть счастливым, ребенку требуются не только надежные руки окружающих людей, добрые открытые сердца родных и близких, но и здоровье, физическое и психическое. Сохранить здоровье, сердца и руки для счастья – в этом самая важная миссия педагога-психолога во все времена.
Литература
1. А.С. Макаренко «О воспитании», М., 1990, «Полит. Литература», с.65К.Д.
2. Ушинский «Человек как предмет воспитания» // Собр. соч.-- М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. – Т. 8 – С. 442)