Сущность и основные особенности одной из школ, работающих в концепции свободного воспитания (Йена-план школа)
Особенности | Йена-план школа |
Система | Традиционная школа с классно-урочной системой заменена «воспитательной общиной». Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (до 40 чел. в каждой). Старшие учащиеся выступают в роли опекунов для младших. |
Средства духовно-нравственного воспитания личности | - абсолютная открытость отношений - взаимопомощь детей в закалке характера, развития в духе единства и братства - право каждого ребенка на собственную точку зрения, свободу выражения - признание равных прав за всеми - формирование добрых чувств, дружелюбия и искренности - обсуждение всех случаев в группе или всей школьной общиной |
Концептуальные особенности школы | - образование ставится на службу воспитанию - желание познавать мир в его единстве - ребёнок часто перенимает что-либо быстрее от другого ребенка, чем от взрослого; их жизненные миры очень близки - мировая ориентация, охватывающая все ближнее и дальнее окружение воспитанника, является тем, с чем знакомится ребенок, продвигаясь от познания непосредственного окружения ко все более и более отдаленному - то, что переживает ребенок в каждый момент своей жизни, и вся окружающая среда представляет собой единое целое. Разделение его на части - учебные предметы, которые изучаются учащимися, является структурой, изобретенной учеными |
Методы и приёмы воспитания | Невербальное замечание в форме: - возвышенного к губам пальца; - легкого движения руки; - определённого знака. - против замечаний в словесной форме - практические действия по исправлению поступка |
Контекст развития ребёнка | - признание уникальности каждой человеческой жизни - воспитание гуманных чувств - воспитание ответственности за других - отстаивание свободы и самодеятельности - права на индивидуальное творчество каждого ребенка |
Целевые ориентации | Научить детей: - разговаривать друг с другом - не бояться проявлять инициативу - научиться критически смотреть, думать - уважать других и другое вокруг себя - хотеть быть честным и быть самим собой - научиться сотрудничать |
Структура школы | - младшая (1-3 год обучения) - средняя (4-6 год обучения) - старшая (7-8 год обучения) - молодежная (9-10 год обучения) - школьная община - семейная группа - группа одного стола - уровневая группа - группа по выбору |
Особенности содержания школы | Йена-план-школа не опирается на предметы. Она стремится организовать и активизировать встречу детей с окружающей действительностью. Школа создает для этого жизненные и рабочие ситуации. Естественно, дети здесь учатся читать, и писать, и считать, приобретают другие знания и умения. |
Основные принципы школы | Каждый из нас уникален Каждый имеет право развивать свою личность независимо от расы, пола, национальности, социального положения, религии Каждый является целостной личностью Каждый имеет право быть новатором в области культуры Для развития индивидуальности каждому необходимо лично взаимодействовать с материальным и духовным миром, социальным и культурным окружением |