«Я педагог, который знает как и умеет отстаивать свои профессиональные права и свободы»
О свободе, как о социальной ценности, человечество размышляет уже не первое тысячелетие. И философы, и социологи, и писатели, и педагоги… Так, в одной из книг советский психолог Даниил Эльконин пишет о том, что отношение ребёнка к вещам есть отношение, осуществляемое с помощью или через другого человека. На сколько ребёнок является свободным? А учитель? Идя от порога дома до порога школьного кабинета, границы свободы ребёнка уменьшаются пропорционально увеличивающейся обязанности и ответственности. Когда мы, будучи педагогом, заходим в класс – свободны ли мы в выборе своих действий? Нас окружают
инструкции, положения, техника безопасности, санитарные нормы, регламенты, рабочие программы и пр.
Ни педагог, ни ребёнок, в своей сущности не свободны.
Но всё же, что такое свобода для учителя? Это наличие возможности расти профессионально, подниматься по карьерной лестнице, выбирать методики преподавания, заниматься самореализацией и доводить до совершенства своё мастерство и свои идеи. Наша педагогическая свобода есть осознанная необходимость. Настоящий учитель должен быть свободен от стереотипов и догматов. Только внутренне свободный учитель сможет воспитать свободного ученика. Перед нами встаёт сложная нравственная дилемма – соотношение свободы личной и профессиональной.
Профессиональное самосовершенствование даёт свободу действий. Но невозможность реализации этих действий накладывает ограничение на свободу.
В современных условиях сформированности невысокого статуса учительства, педагогам часто приходится отстаивать свою свободу, обосновывать свои методы и взгляды, выстраивать позитивный диалог с родительским сообществом и представителями сферы образования.
Школа и зашита своих прав
1. Спорить с работодателем можно с помощью индивидуальных или коллективных средств защиты. В подавляющем большинстве случаев срабатывают только коллективные способы. Именно поэтому так важно наличие независимой профсоюзной организации в учреждении.
2. В рамках индивидуальных средств самыми распространенными являются обращения в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или исковое заявление в суд. В частности, по вопросам соблюдения процедур и правил работники в основном обращаются именно туда. Так, активист профсоюза через обращение в трудовую инспекцию сможет добиться признания незаконными положения об оплате труда, актов о сокращении учебной нагрузки у него самого и других членов коллектива.
3. Нельзя отдельно не упомянуть про такое средство борьбы за трудовые права педагогов – как коллективные действия родителей учащихся. Каждый родитель желает дать своему ребенку лучшее образование. Такое возможно только тогда, когда учитель трудится в достойных условиях и занимается своим делом с полной отдачей. Объяснение подобной простой логики родителям в большинстве случаев способно заставить их организовываться и примкнуть к педагогическому коллективу. Путем написания многочисленных жалоб в Рособрнадзор или региональный орган исполнительной власти, ответственный за управление в области образования, можно принудить администрацию учреждения к выполнению своих требований.
Я, как педагог имею право:
1) самостоятельно выбирать метод преподавания, свободно выражать свое мнение, имею свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) выбирать и использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания;
3) на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Если нарушают мои права и свободы, что я буду делать
Во-первых, использовать против оппонента его же тактику. В эпоху широкого распространения соцсетей именно здесь родители любят жаловаться на «провинившихся» учителей и делать частный случай достоянием всей страны, а то и мира. Почему бы учителям не поступать аналогично: отвечать на несправедливые обвинения не в кабинете директора, а так же публично, через соцсети − вспомним флешмоб «Учителя тоже люди», участниц которого заметили даже в Великобритании. Шумиха гарантирована, а там, глядишь, и справедливость восторжествует. Как в случае с Татьяной Кувшинниковой, учителем русского языка и литературы из Барнаула, которую директор уволил по настоянию родителей, но затем восстановил в должности из-за общественного резонанса. Другое дело, что сама Татьяна уже не захотела вернуться в школу. Но и здесь ей помогла огласка: учителя пригласили на работу в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.
Во-вторых, есть законный способ восстановить справедливость через суд. К сожалению, перспектива судебной тяжбы у большинства наших сограждан оптимизма не вызывает: очень сильны в обществе стереотипы о волоките при рассмотрении дел и коррумпированности служителей Фемиды. Однако учителю, чьи права нарушены, стоит быть настойчивым и последовательным. На самом деле подать судебный иск и добиться его рассмотрения не так сложно, как кажется. Да и дорогостоящие услуги адвоката требуются далеко не всегда. В судебном процессе истец часто способен защитить себя сам.
Но бывают ситуации, когда учителю в одиночку действительно не справиться. В этом случае выход – обращение в профсоюзную организацию. Местный профком есть почти в каждой школе. Существуют более крупные организации, действующие в масштабах страны: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» (входит в Конфедерацию труда России), Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки (входит в Федерацию независимых профсоюзов России). Для чего они нужны? Путевки в санаторий, материальная помощь и подарки к праздникам – об этих профсоюзных «плюшках» знают все. Но главная функция профкома не в этом. Профсоюз участвует в составлении коллективного трудового договора, гарантирует педагогам защиту их прав, бесплатную юридическую помощь в решении социальных и трудовых вопросов, поддержку при рассмотрении индивидуального трудового спора, защиту от противоправного увольнения. Именно сюда учитель может и должен обращаться в случае превышения полномочий директором школы, ухудшения условий труда, при несправедливом распределении учебных часов или компенсационных выплат.
Что делать, если права и свободы нарушены учениками или же родителями:
- Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
- В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
- Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую. Рекомендуется вести аудиозапись процесса переговоров и, по возможности, протокол.
- Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д.). В такой ситуации, чтобы взвесить все «за» и «против», проконсультируйтесь с грамотным юристом, который подскажет вам все нюансы по вашему вопросу. Ведь каждый случай уникален и его нужно разбирать отдельно!
Для предупреждения возможных инсинуаций в адрес учителя и применения к нему несправедливых санкций, следует придерживаться следующих разумных правил:
- При общении с учащимися необходимо неукоснительно держать дистанцию, исключить слишком вольные неформальные отношения.
- Особо важные вопросы, ситуации, которые могут быть истолкованы двусмысленно, стоит решать в присутствии представителя педагогического коллектива или других учащихся.
- При оповещении руководства школы о якобы имевшем место жестоком обращении, учитель вправе требовать тщательного и беспристрастного расследования, в некоторых случаях с участием третьих лиц.
- В обсуждении возникших проблем следует руководствоваться только положениями «Закона об образовании» и Трудового Кодекса РФ.