Методическая разработка " Значение Подвижных и Спортивных игр на уроках физического воспитания"
Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий учащихся. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых учащиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной, цели. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы.
Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движение, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся в условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие учащихся трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение учащихся к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет учителю сплотить класс включить в активную деятельность учащихся замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, учащиеся приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил.
В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволить ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из учащихся и, что тоже очень важно, игры сближают учителя с учениками, помогают установить с ними более тесный контакт. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по-своему полезны учащимся, все должны быть использованы учителем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследование, 85% времени бодрствования ученики проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для учащихся от двигательного «голода» – гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание, и ловлю, упражнение с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания учащихся.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для правления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ученик испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. У учителя есть большие возможности научить учеников многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время.
Не следует, однако, занятие или урок играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если ученики устали от занятий или урока и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое – то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником учителя. Знание игр необходимо каждому учителю. Учителю надо постоянно уделять внимание изучению игр, помогать друг другу. Как известно, ученики – самые лучшие распространители и пропагандисты игр. Как выбрать игры? При выборе игры нужно учесть:
- возраст играющих;
- помещение для игр;
- игры на воздухе (зависят от времени года и погоды, также учесть надо число участников и выбрать соответствующий инвентарь.)
Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями.