50% домашних заданий будет проверять компьютер? Читаем новую стратегию министерства просвещения до 2030 года
На сайте министерства просвещения в разделе "Банк документов" появился паспорт стратегии Цифровой трансформации образования. Во что именно оно будет трансформироваться, после прочтения 60 страниц документа понятно не станет, но одно сказать можно с уверенностью — балом правят информационные технологии.
Стратегия предполагает введение Цифровой образовательной среды до 2030 года с подробным описанием сегодняшних проблем и новых решений с использованием технологий: РЭШ (видеоуроков по различным темам школьной учебной программы) и Маркетплейс ("доставка" контента). Насладиться заимствованиями и канцеляризмами вы сможете в самом документе, мы же постараемся перевести, что не так с сегодняшним образованием с точки зрения разработчиков стратегии.
- Повышенная нагрузка на учителей из-за работы с несколькими системами и рукописными отчетами (пример из документа — до 4-х часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчетов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством);
- Разрозненность верифицированного цифрового образовательного
контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями; - Недостаточное внедрение гаджетов в обучение, воспитание и развитие детей;
Министерство предлагает решить эти задачи с помощью цифровых помощников для учителей, родителей и школьников. Пока деньги на эти инициативы не выделены.
Так, цифровой помощник учителя должен подбирать в сети проверенную информацию для уроков и автоматизировать проверку домашки.
В цифровой трансформации образования прописано, зачем это всё нужно. Вызовы, которые видит министерство:
— дорогие учебники и допматериалы. Это, по мнению министерства, социальным недовольством.
— слишком большое разнообразие и неподконтрольность цифрового образовательного контента сейчас, невозможность бороться с фейками, ошибками авторов и печати в оперативном режиме – необходимо изъятие всей партии. Вот к этому пункту отдельный вопрос - разве не министерство просвещения проверяет учебники?
— отсутствие в бумажном контенте оперативной обратной связи, тестирования. — гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика.
— бюрократия и двойные отчеты для педагогов.
Что предлагают сделать к 2030 году? Ответ в картинке ниже.
В этом документе очень много про возможности, но он не подкреплен ни одним заключением или исследованием, во-первых, о влиянии экранного времени на человека (речь и о педагогах, и о самих школьниках), во-вторых, об отношении самих участников образовательного процесса к такому резкому переходу в ЦОС.