Каково место дистанционного образования в современном образовательном процессе?

Кистанова Ольга Павловна
 
«Дистанционное образование, безусловно, крайне важно для такой страны, как наша» В.В. Путин
 
 

В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чаще использоваться в повседневном образовательном процессе наравне с традиционными формами обучения. Среди них особое место занимает дистанционное обучение, признанное одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение - это метод организации процесса обучения, позволяющий посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий осуществлять обучение на расстоянии без прямого контакта между учителем и учеником. Суть технологии дистанционного обучения в том, что обучение и контроль за усвоением материала осуществляется посредством компьютерной сети Интернет, а именно технологий on-line и off-line.

На мой взгляд, этот метод наиболее эффективен при выполнении проектов и иссследовательских работ, а также при работе с одаренными детьми, которые посредством этого метода получают возможность получать дополнительные задания и задания повышенной трудности. Результативен он также при работе с детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении.

В своей деятельности я использую дистанционное обучение посредством возможностей образовательного портала Дневник.ру. Между мною (учителем) и учениками организована возможность выполнения дополнительных заданий: творческих (например, сочинений), контрольных (тестов), увлекательных заданий (кроссвордов, ребусов), направленных на развитие мотивации к изучению предмета.

Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом. Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство. Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения. В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею ввиду виртуальную), то у них формируется познавательная активность и самостоятельность. В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения маиериала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания). В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в образовательном процессе и не отстать по программе. Таким образом, помимо получения необходимых знаний, ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.

Большинство родителей поддерживают использование дистанционного обучения. Этот метод позволяет им предупредить появление «хвостов» по учебе, отставание ребенка по программе случае пропусков занятий.

Большое значение, на мой взгляд, дистанционное обучение имеет при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Обобщая, хочется отметить, что дистанционное обучение решает не только образовательные задачи, но и психологические проблемы учащихся, раширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов, способствует развитию мотивации к обучению.

Особую роль дистанционное образование приобрело в условиях пандемии короновируса (COVID - 19). Полный перевод учебного процесса на этот формат выявил огромное количество проблем, как со стороны методической организации занятий, так и недостаточной материально-технической оснащенности всех участников образовательного процесса. Однако, в течение этого периода был приобретен новый колоссальный опыт, проанализированы ошибки, сделаны выводы. Современная действительность такова, что технологии дистанционного образования становится обязательным атрибутом всех видов образовательной деятельности.