Практико-ориентированный семинар с элементами моделирования педагогических ситуаций «Дети глазами взрослых и взрослые глазами детей»
Практико-ориентированный семинар с элементами моделирования педагогических ситуаций
«Дети глазами взрослых и взрослые глазами детей»
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Родители должны стать социально-активными участниками учебно-воспитательного процесса. В связи с этим я предлагаю решение одной из задач: Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности?
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Поэтому успешность учебно - воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье и школе.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Форма семинара выбрана неслучайно – это совместное решение проблем (дети, родители, педагоги) в учебно-воспитательной деятельности через моделирование педагогических ситуаций посредством ролевой игры.
Известный американский психолог и психоаналитик, один из самых читаемых авторов, пишущих о психологии Доктор Эрик Берн пишет в своей книги "Люди которые играют в игры" "Игры в которые играют люди»: «Большинство людей в большей части семейных и деловых отношений постоянно разыгрывает друг с другом игры. Более того, они стремятся − часто бессознательно – извлекать из этих игр эмоциональный "выигрыш", удивительно непохожий на то, чего можно было бы в рациональном смысле ожидать от выигрыша или проигрыша в такой игре. Основным принципом теории игр, как говорит Берн, является польза и выгода для людей вести любое общение (в сравнении с его отсутствием). Становится понятно, что каждый из нас каждый день играет какую-либо роль. Поэтому результатом нашего семинара будет и эмоциональный «выигрыш» в плане общения, установления взаимопонимания и поиск путей, решения тех проблем, с которыми мы с вами сталкиваемся в учебно-воспитательном процессе.
Проведение совместного семинара в формате круглого стола дает возможность обсудить различные аспекты учебно – воспитательного процесса, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей, детей и педагогов на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. На обсуждение в ходе семинара могут быть представлены различные проблемные педагогические ситуации , связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в школе и дома.
Такое мероприятие предполагает: достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями, педагогами и детьми; совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития, т. к. в его ходе предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют принятия чрезвычайных мер.
На практико-ориентированном семинаре проигрываются и анализируются педагогические ситуации без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей, педагогов и детей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения.
Предлагаю сценарий одного из таких мероприятий – практико-ориентированный совместный семинар с элементами моделирования педагогических ситуаций «Дети глазами взрослых и взрослые глазами детей».
Подготовительная работа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы.
2.Сбор информации с целью выявления проблем в учебно-воспитательном процессе:
- анкетирование учащихся, родителей, педагогов,
- интервьюирование педагогов, детей.
3.Обработка анкет, видео и вычленение проблем в учебно-воспитательном процессе.
4.Распределение участников семинара на творческие группы «родители», «дети», «педагоги», «эксперты».
5.Подготовка детей для проведения предметного «урока» и «родительского собрания» в рамках семинара
6.Приглашение специалистов городской ювенальной службы для участия в семинаре в роле экспертов.
5.Изготовление атрибутики (три больших «сердца» из ватмана для пожеланий и рекомендаций).
В семинаре участвуют в основном дети с проблемами в обучении с 5 по 9 кл., родители, представители ювенальной службы в качестве экспертов, педагоги.
Чтобы правильно организовать работу по учебно-воспитательному процессу в рамках данного семинара, за основу необходимо взять следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ОНН о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
В своей работе использовала различные педагогические технологии:
- игровые
- информационные
- коммуникативные
- проблемные
- развивающего обучения
- консультативные
- проектные
- ИКТ
Цели и задачи семинара:
- достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями, педагогами и детьми;
- совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития;
- совместное решение проблем в учебно-воспитательной деятельности.
Место проведения: актовый зал.
Участники: дети и родители, педагоги, специалисты школы, специалисты городской ювенальной службы.
1.Вступительное слово ведущего.
Ведущий (педагог): Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги, гости. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вместе решить проблемы, которые возникают в учебно-воспитательном процессе, которые мешают быть нашим детям успешными, А для этого мы, родители, дети, педагоги должны поменяются ролями и посмотреть на себя со стороны.
Ведущий (педагог): Итак, начнем наш семинар!
2.Распределение участников семинара на творческие группы «родители», «дети», «педагоги», «эксперты».
Перед входом в зал участники семинара получают разноцветные жетоны, по которым происходит рассадка.
В группы «эксперты» приглашаются по одному представителю из каждой группы и специалист городской ювенальной службы. Эксперты принимают активное участие в обсуждение представленных педагогических ситуаций.
3.Моделирование педагогической ситуации "Урок истории в 6-м классе «Восточные славяне в древности».
Участники урока: учащиеся ( родители и педагоги) и учитель ( ученик). Все остальные участники наблюдают за учебно-воспитательном процессом, выявляют и фиксируют проблемы, возникающие на уроке.После окончания мини-урока, каждая группа участвует в обсуждении, предлагает свое видение и решение проблемы, эксперты внимательно слушают и фиксируют.
4. Переменка. Проводится психологическая игра с участниками семинара на сплочение и снятие психологических зажимов.
5. Анализ результатов анкетирования учащихся.
Ведущий знакомит участников семинара с результатами анкетирования учащихся 5-8 классов.
6.Моделирование педагогической ситуации "Родительское собрание в 7-м классе".
7 . Проблемы в учебно-воспитательной деятельности (просмотр видео – интервью педагогов).
Все участники смотрят видео, участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение по данной ситуации, эксперты фиксируют.
8 . Подведение итогов семинара. Выступают члены экспертной группы и представляют готовый продукт семинара с рекомендациями, предложениями под названием «Как помочь ребенку быть успешным в школе, так как успех в школе определяет успех в жизни».
10.Рефлексия. Участники группы высказывают свое мнение по семинару, пишут друг другу пожелания и прикрепляют на цветные сердечки.