Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2021»
Завершился второй день конкурсного испытания «Урок» для участников номинации «Педагогический дебют» регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021».
Сегодня я провела для школьников 3 класса урок окружающего мира «Лес как природное сообщество и его обитатели» в школе № 40 г. Белгород.
Бытует мнение, что открытые уроки − это своего рода шоу, в особенности на конкурсах профессионального мастерства. В этих словах есть определенная доля правды. Это, действительно, − шоу! Но не развлечение! Это образовательный, методический, дидактический мини-спектакль.
Именно урок и для учителя, и для ученика является в течение одиннадцати лет местом действия и деятельности, местом постижения предмета, получения знаний, местом вдохновения и разочарований как для взрослого, так и для ребёнка, независимо от возраста того и другого и длительности пребывания в роли, отведённой каждому из них. Да и правильно ли, и возможно ли точно определить эту роль.
Ведь что есть урок? Это временной отрезок, которым ограничивается встреча учителя с учениками? Это неизменная структура организации учебного процесса? Или это многосложное, многоаспектное творческое явление школьной жизни?
К.Д.Ушинский считал, что «урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры».
Ш.А. Амонашвили считает, что «урок – есть открытие истины, поиск истины и ее осмысление в совместной деятельности детей и учителя. Урок – есть аккумулятор жизни детей, он есть сама жизнь детей».
Именно он - Урок - используется для оценки профессионального мастерства учителя. То есть его умения включить каждого ученика в активную продуктивную деятельность; создать деловую, доброжелательную атмосферу, когда общение учителя и учеников становится не просто обучением, а истинным сотворчеством, когда все, то есть и учитель, и ученик добывают знания, обогащая друг друга.
Подготовка и проведение открытого учебного занятия для учителя есть способ проявления педагогической инициативы в распространении освоенных, усовершенствованных или изобретённых им самим методов, технологий или отдельных приёмов.