Эссе "Я-учитель"
«Учитель». Сколько гордости и уважения в этом слове. А сколько за ним скрывается мужества, самоотверженности, любви и преданности своему делу!
У каждого человека свой путь. И он, конечно, убежден в важности именно своей профессии. Но для меня нет живее, ярче, душевнее профессии учителя, поэтому свой путь я выбрала еще в раннем детстве. Что же повлияло на выбор? В своей жизни мне посчастливилось встретить прекрасных учителей. Первым из них была моя мама, которая показала пример настоящего учителя. Она всецело отдавала себя своим ученикам. Затем это был невероятной доброты учитель начальных классов. Я до сих пор помню ее мягкий голос, рассказывающий нам притчи о добре и милосердии. После - это были учителя средней и старшей школы. Кого-то я побаивалась за строгость и требовательность, кого-то горячо любила, но однозначно ко всем испытывала благодарность и уважение. Именно они повлияли на мое решение. И сейчас, спустя годы, я еще раз хочу поблагодарить своих педагогов за это. Школа-это то место, где каждый ученик из маленького неокрепшего птенца превращается в птицу с широко расправленными крыльями. И все трудности, которые ему встретятся на пути, он будет решать исходя из тех ценностных установок, которые создали для него учителя. Тем сложна и невероятно ответственна профессия учителя, но в тоже время этим она и уникальна.
Войдя в класс уже в качестве учителя, а не ученика, я, конечно, испытывала большой страх, ведь в моих руках было двадцать пять маленьких душ. И каждая моя фраза, каждое движение улавливалось ими на лету. Осознание ответственности, которая возложена на меня, прибавляло опасение, что я не справлюсь, но желание побороть его и доказать самой себе, что я достойна быть учителем, победило. И вот уже пятый год я каждый день совершаю путешествие вместе с детьми в эту волшебную страну детства. В моей работе есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло детских глаз и свет улыбок, бессонные ночи, конспекты, тетради. Человеку со стороны кажется это все будничной рутиной. Но каждый день не похож на предыдущий. Сегодня мне кажется, что нет меня несчастнее, потому что какой-нибудь ученик опять не выучил правило, недовольный родитель разрывает телефон с вопросом, почему я поставила плохую отметку его ребёнку, а еще нужно проверить море тетрадей. Но уже завтра я самый счастливый человек, потому что тот же ученик усердно выполнял задание дома и готов исправить свою отметку, другой ученик самостоятельно подготовился к конкурсу и выучил стихи. И в этом как раз заключается исключительность моей профессии. Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям. Я вхожу в класс и вижу глаза учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – тоску и пустоту, в чьих-то – равнодушие. Какие они разные! У каждого из них свои мысли, свои проблемы и заботы, свой хрупкий мир, потенциал, которому обязательно нужно помочь раскрыться. И когда удаётся увидеть пусть небольшой, но значимый плод своих стараний, то за спиной вырастают крылья, и ты готов на еще большие свершения. Когда дети сравнивают меня с учительницей из рассказа В. Распутина «Уроки французского», проявившей милосердие к ученику, сформировавшей у него правильную жизненную позицию, я понимаю, что просто не имею права подвести своих учеников. И я смело могу их в ответ назвать своими учителями. Они учат терпению, самообладанию, учат постоянной работе над собой, заставляют воспитывать в первую очередь себя. Горящие глаза детей, их желание узнавать новое, их интерес вдохновляют меня на нахождение новых форм и методов работы. Технический прогресс и другие обстоятельства, происходящие в мире, диктуют свои правила. И сейчас современный учитель должен быть универсалом, должен уметь быстро обучаться новому, подстраиваться под предъявляемые требования. Необходимость постоянно учиться вместе с детьми, совершенствовать себя, развиваться - все это тоже является важной особенностью моей профессии. Недавний опыт использования дистанционного обучения с моими учениками показал, что ни учитель, ни ученик не могут друг без друга. Интернет - платформы могут быть лишь частью учебного процесса. Я точно поняла, что угасаю без детей, я хочу видеть их глаза, слышать их смех, видеть вживую их победы, поддерживать во время неудач.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Спустя несколько лет работы я поняла, что воспитание учеников, как личностей, стоит на одной чаше весов вместе с целью обучить, и однозначно одно не может существовать без другого. Одни из моих главных принципов работы - собственный пример и искренность. Я считаю, учитель может требовать что-то от детей, только если сам готов выполнять эти требования. Да, это не всегда легко, но в этом случае поможет честность. Учитель должен быть честным по отношению к ученикам. Он должен уметь признавать свои ошибки. Это позволит детям показать, что нет безупречного примера поведения, но есть возможность исправлять свои ошибки. Также моим принципом стал индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Возможно, это получается не всегда, но я стараюсь и вижу результаты. Я часто вспоминаю древнюю мудрость: «Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Каждого ученика можно зажечь, пусть он разгорится тихим пламенем, но в нем будет огонёк, который позволит ему после школы учиться, жить, радоваться жизни.
«Учитель должен быть товарищем, должен воспитать себя, искать индивидуальный подход к каждому ребёнку. А не много ли слова «должен» по отношению к учителю?»- может спросить человек, не постигший магию этой профессии. Много, да, это сложно. Но именно поэтому каждый из нас выбирает свой путь, свою профессию. Для кого-то работа остаётся за дверью кабинета, для кого-то она становится неотъемлемой частью жизни, без которой дни уже не будут такими яркими. И пока есть силы и любовь учителя к детям, он будет продолжать свой путь. Возможно ли любить всех? Однозначно нет! Но у учителя любовь - это вера в ученика, в то, что он способен научиться новому, способен стать лучше. Верить в каждого иногда еще труднее. Но это то чувство, которое нужно воспитывать в себе. Через все трудности и препятствия оно приведёт меня к самому главному- результату.
Сейчас моя мечта- стать хорошим учителем. Буду ли я им спустя пять лет? Покажет время, покажут мои первые выпускники, в душах которых я верю, прорастет посеянное мною зерно добра и любви. И сейчас я с уверенностью могу сказать одно - я выбрала правильный путь. Я счастлива быть учителем и работать с детьми!