Мастер-класс
Вручение диплома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОПК по теме: "Отношение к труду". В рамках Иоанновских чтений п. Мокроус. | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ,
модуль « Основы православной культуры»
по теме: «Отношение к труду».
Учитель: Шубаркина С.А.
Цель урока: создание условий для формирования мотивации к осознанному нравственному труду, как к необходимому условию жизни, приобретению опыта, воспитанию нравственных качеств характера, основанному на духовно-нравственных ценностях и традициях.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с ценностями труда христиан.
- Раскрыть значение понятия «труд Самого Создателя мира».
- Познакомить обучающихся, как учит Православие относиться к труду.
- Применять ранее приобретённые знания о Святых для усвоения новой темы урока.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества личности.
- Приобщать обучающихся к труду на пользу людям.
- Воспитывать уважение к людям, посвятившим свою жизнь Богу, приносящим благо обществу и Отечеству.
- Прививать интерес к чтению о жития святых.
Развивающие:
- Помочь осознать, какой труд является напрасным, а какой спасающим.
- Развивать речь, мышление, память, познавательные способности, силу воли.
- Активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
- Способствовать формированию творческих возможностей обучающихся.
Формирующие УУД: Развитие умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждение, делать выводы, планировать свою деятельность. Развитие умений сотрудничать с одноклассниками в парах и группах, оценивать свою деятельностью
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный
Оборудование:
- Учебник «Основы православной культуры», автор: А.В.Бородина
- Компьютер, экран.
- Презентация к уроку.
- Толковый словарь Ожегова.
- Раздаточный материал: высказывания святых о труде, название видов трудовой деятельности, карточки с заданием для групповой и парной работы.
- Иллюстрации с изображением Святых: Блаженная Ксения Петербургская, Пр.Сергий Радонежский, Иоанн Кранштадский
- Листы с распечатанными записками для храма: «О здравии», «О упокоении».
- Нарисованный храм и вырезанные кирпичики для рефлексии.
Ход урока
I. Самоопределение
- Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.
II. Введение в тему урока
-Ребята, прочитайте высказывания святых людей. (Дети читают по заранее приготовленным листочкам на парте)
-Послушайте легенду. «Давным-давно строился храм. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Слайд 3. Первый ответил: " Обтёсываю эти камни, вон какие мозоли на руках набил! Слайд 4. Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 5. А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный храм".»
-Ответы были одинаковые? ( Заслушать ответы детей)
-Почему? (Люди по разному относились к труду)
-Назовите тему урока.(Отношение к труду) Слайд 6.
-Давайте прочитаем, что мы сможем узнать по этой теме на стр.60 (Чтение детьми по учебнику)
-А девиз урока «Вера и Дело.» Слайд 7.
III. Актуализация знаний.
–Духовность человека проявляется в его поступках, и требует осознанного отношения ко всему ,в чём он участвует, поскольку это –пред очами Господа. ОСОБЕННО ВАЖНЫМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ТРУД. (и учёба, и субботники, и профессии родителей, и домашний).
-А как учит Православие относиться к труду? Что о труде сказано в священных книгах? (Дети читают стр.61-1абзац )
- Ребята, БОГ трудился? (Да, он создал небо, землю.
Об этом говорится с первых страниц, строк, слов Священного Писания)
-Что является высшим образцом для нас? (Духовный и созидательный труд Бога).
-Мир создаётся не как – нибудь, а по Божественному замыслу, и только убедившись, «что это хорошо», Господь приступает к следующему этапу.
-А природа должна трудиться? (Читают стр.61 последний абзац)
-Это очень важно. Всё живое выполняет то, что определил ему творец. Мы видим это повсюду.
-Но как сотворил Бог человека? Как сказано в Библии? Интересно? ( Читают стр.62 последний абзац ) Слайд 8.
-Как сотворил Бог человека? ( СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА по образцу НАШЕМУ и по подобию НАШЕМУ. )
-Поэтому: 1-наполнять землю люди должны не как животные, а как существа духовные, обладающие разумом, волей, словом. Мы уже говорили, что такое духовность. 2-Человек должен учиться у Бога, создавать то, что хорошо анализировать ,нести ответственность за свой труд.(работа в тетради №4)
-А какой именно труд был поручен человеку? (Читают стр. 64 предпоследний абзац.)
-Каким был труд? ( Величественным )
-А пребывание в раю? ( Блажененным.)
IV. Создание проблемной ситуации.
-А что такое ПОСТ? (Ответы детей )
V. Открытие новых знаний.
Работа с учебной литературой.
-. Прочитаем выдержки из Толкового словаря Ожегова. Слайд 9-10
- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример. И сегодня у нас есть такая возможность обратиться с этим вопросом к нашему гостю отцу Евгению. Слайд 11
- Люди нарушили заповедь Бога и Бог изгнал их из Рая и дал новый наказ. « В поте лица твоего будешь есть хлеб.» Каким путём должны были пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).Слад 12.
- А каким пошли? (Путём лени и гордыни). Слайд 13.
- Вот, ребята, за грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя. А ещё он ввёл в жизнь необходимость повседневного труда «в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 14-15.
-Самый главный закон духовного мира — это закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалий. Здесь подробно излагалось, как должны поступать люди, чтобы угодить Богу. Говорилось и о труде, что можно делать ,а чего нельзя. Читаем стр.65 ( Дети читают ) Слайд 16-17.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Первичное осмысление и применение изученного.
1.Вставьте пропущенные слова и проверьте работу по тексту на экране.(Текст: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято);шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – суббота (воскресенье) посвящай Господу Богу твоему.) Слайд 17.
2.Составить схему «Что такое для вас христианский труд?
Христианский труд Слайд18.
- это различные запреты, которые обогащают душу человека. | - это честный труд. | - это труд, который приносит пользу всем людям. |
Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
- Христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Слайд 19
VII. Связь новых знаний с ранее изученными.
Работа с иллюстрациями.
- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые). Слайд 20.
- Узнайте на иллюстрации Святого и прочитайте о их великом труде. (Чтение отрывков из книг)
– Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).
-Труд любого человека должен прославлять Господа . У верующих людей есть понятие: трудится во славу БОЖЬЮ, значит работать без вознаграждения. Такой труд должен быть тайным, чтобы хранить душу от искушений-жажды похвалы Слайд 21.
-А мы трудимся во славу Божию? Тогда за работу!
* На пользу класса: оформляют по заранее приготовленному материалу рамки с высказываниями о труде, которые будут висеть в классе. - Рамка с высказываниями будет не только украшать класс, но и напоминать о том, как мы должны трудиться.
*ДЗ. на пользу храма: вырезают по заранее распечатанным шаблонам записочки (о здравии, о упокоении) для храма.
- Записочки мы передадим в храм. Надеемся, что хоть немножко мы помогли людям, служащим в храме.
IX. Подведение итогов.
- Мы потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться? ( Ответы детей)
- Что же нам даёт труд? (Знания, опыт, радость, удовлетворение)
-Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».
X. Рефлексия.
- Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма. Слайд 22.
- Сейчас я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.
- Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.
- Было интересно, но испытывали трудности - жёлтый кирпич.
- Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.
- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке. Спасибо за работу! Слайд 23.
Список используемой литературы Слайд 24.
- А.В.Бородина «Основы православной культуры».
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
- Горбов, И. А. Начинающему христианину [Текст]:по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/И. А. Горбов.-Москва. Паломник, 2004.-127с.
- Мекрюков, А. Христианский нравственный закон в истории и современности [Текст]: православие в жизни/ Меркрюков Андрей , свящ.- М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016.-144с.
- Холодилова, Т. П. Умягчи, Господи, сердце мое…[Текст]: советы духовной жизни/ Т. П. Холодилова.- Тула, 2015.-327с.
Интернет-источники
- http://flaminguru.ru/posltrude.htm
- Притча об отношении к работе[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/pritcha-ob-otnoshienii-k-rabotie.html
- Стихотворения о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-trude
http://go.mail.ru/redir?q=стихотворения Заболоцкий не позволяй душе лениться.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Протоиерей Евгений Клементьев
Протоиерей Евгений Клементьев ,настоятель храма в честь Святого Иоанна Кронштадтского п.Мокроус, вручает диплом, участнику Муниципальных Иоанновских чтений, Шубаркиной С.А.,учителю МОУ СОШ с.Еруслан