Мастер-класс


Предварительный просмотр:

Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ,

модуль « Основы православной культуры»

по теме:  «Отношение к труду».

Учитель: Шубаркина С.А.

Цель урока: создание условий для формирования мотивации к осознанному нравственному труду, как к необходимому условию жизни, приобретению опыта, воспитанию нравственных качеств характера, основанному на  духовно-нравственных ценностях и традициях.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с ценностями труда христиан.
  • Раскрыть значение понятия «труд Самого Создателя мира».
  • Познакомить обучающихся, как учит Православие относиться к труду.
  • Применять  ранее приобретённые знания о Святых для усвоения новой темы урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества личности.
  • Приобщать обучающихся к труду на пользу людям.
  • Воспитывать уважение к людям, посвятившим свою жизнь Богу, приносящим благо обществу и Отечеству.
  • Прививать интерес к чтению о жития святых.

Развивающие:

  • Помочь осознать, какой труд является напрасным, а какой спасающим.
  • Развивать речь, мышление, память, познавательные способности, силу воли.
  • Активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
  • Способствовать формированию творческих возможностей обучающихся. 

Формирующие УУД: Развитие умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждение, делать выводы, планировать свою деятельность. Развитие умений сотрудничать с одноклассниками в парах и группах, оценивать свою деятельностью

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный

Оборудование:

  1. Учебник «Основы православной культуры», автор: А.В.Бородина
  2. Компьютер, экран.
  3. Презентация к уроку.
  4. Толковый словарь Ожегова.
  5. Раздаточный материал: высказывания святых о труде, название видов трудовой деятельности, карточки с заданием для групповой и парной работы.
  6. Иллюстрации с изображением Святых: Блаженная Ксения Петербургская, Пр.Сергий Радонежский, Иоанн Кранштадский
  7. Листы с распечатанными записками для храма: «О здравии», «О упокоении».
  8. Нарисованный храм и вырезанные кирпичики для рефлексии.

Ход урока

I. Самоопределение

- Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

II. Введение в тему урока

 -Ребята, прочитайте высказывания святых людей. (Дети читают по заранее приготовленным листочкам на парте)

-Послушайте легенду. «Давным-давно строился храм. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Слайд 3. Первый ответил: " Обтёсываю эти камни, вон какие мозоли на руках набил! Слайд 4.  Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 5. А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный храм".»

-Ответы были одинаковые? ( Заслушать ответы детей)

-Почему?  (Люди по разному относились к труду)

 -Назовите тему урока.(Отношение к труду) Слайд 6.

-Давайте прочитаем, что мы сможем узнать по этой теме на стр.60 (Чтение детьми по учебнику)

 -А девиз урока «Вера и Дело.» Слайд 7.

III.  Актуализация  знаний. 

 –Духовность  человека проявляется в его поступках, и требует осознанного отношения ко всему ,в  чём он участвует, поскольку это –пред очами Господа.  ОСОБЕННО ВАЖНЫМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ТРУД. (и учёба, и субботники, и профессии родителей, и домашний).

-А как учит Православие относиться к труду? Что о труде сказано в священных книгах? (Дети читают  стр.61-1абзац )

- Ребята,  БОГ трудился? (Да, он создал небо, землю.  

  Об этом говорится с первых страниц, строк, слов Священного Писания)  

-Что является высшим образцом для нас? (Духовный и созидательный труд Бога).

-Мир создаётся не как – нибудь, а по Божественному замыслу, и только убедившись, «что это хорошо», Господь приступает к следующему этапу.

-А природа должна трудиться? (Читают стр.61 последний абзац)

-Это очень важно. Всё живое выполняет то, что определил ему творец. Мы видим  это повсюду.

-Но как сотворил Бог человека? Как сказано в Библии? Интересно? ( Читают стр.62 последний абзац ) Слайд 8.

-Как сотворил  Бог человека?  ( СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА по образцу НАШЕМУ и по подобию НАШЕМУ. )

-Поэтому: 1-наполнять землю люди должны не как животные, а как существа духовные, обладающие разумом, волей, словом. Мы уже говорили, что такое духовность. 2-Человек должен учиться у Бога, создавать то, что хорошо анализировать ,нести ответственность за свой труд.(работа в тетради  №4)

-А какой именно труд был поручен человеку?  (Читают стр. 64 предпоследний абзац.)  

-Каким был труд?    (  Величественным )

 -А пребывание в раю? ( Блажененным.)

IV. Создание проблемной ситуации.

-А что такое ПОСТ? (Ответы детей )

V. Открытие новых знаний.

 Работа с учебной литературой.

-. Прочитаем выдержки из Толкового словаря Ожегова. Слайд 9-10

- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример. И сегодня у нас есть такая возможность обратиться с этим вопросом к нашему гостю отцу Евгению. Слайд 11 

- Люди нарушили заповедь Бога и Бог изгнал их из Рая и дал новый наказ. « В поте лица твоего будешь есть хлеб.»  Каким путём должны были  пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).Слад 12.

- А каким пошли? (Путём лени и гордыни). Слайд 13.

- Вот, ребята, за  грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя. А ещё он  ввёл в жизнь необходимость повседневного труда «в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 14-15.

-Самый главный закон духовного мира — это закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалий. Здесь подробно излагалось, как должны поступать люди, чтобы угодить Богу. Говорилось и о труде, что можно делать ,а чего нельзя.  Читаем стр.65 ( Дети читают ) Слайд 16-17.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 

VI. Первичное осмысление и применение изученного.

1.Вставьте пропущенные слова  и проверьте  работу по тексту      на экране.(Текст: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято);шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – суббота (воскресенье) посвящай Господу Богу твоему.) Слайд 17.

2.Составить схему «Что такое для вас христианский труд?

Христианский труд  Слайд18.

- это различные запреты, которые обогащают душу человека.

- это честный труд.

- это труд, который приносит пользу всем людям.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

- Христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Слайд 19

VII. Связь новых знаний с ранее изученными.

Работа с иллюстрациями. 

- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые). Слайд 20.

- Узнайте на иллюстрации Святого и прочитайте о их великом труде. (Чтение отрывков из книг)

 – Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).

-Труд любого человека должен прославлять Господа . У верующих людей есть понятие: трудится во славу БОЖЬЮ, значит работать без вознаграждения. Такой труд должен быть тайным, чтобы хранить душу от искушений-жажды похвалы Слайд 21.

-А мы трудимся во славу Божию? Тогда за работу!

* На пользу класса: оформляют по заранее приготовленному материалу  рамки с  высказываниями  о труде, которые будут висеть в классе. - Рамка с высказываниями будет не только украшать класс, но и напоминать о том, как мы должны трудиться.

*ДЗ. на пользу храма: вырезают  по заранее распечатанным шаблонам записочки (о здравии, о упокоении) для храма.

- Записочки мы передадим в храм. Надеемся, что хоть немножко мы помогли людям, служащим в храме.

IX. Подведение итогов.

- Мы потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться? ( Ответы детей)

- Что же нам даёт  труд?  (Знания, опыт, радость, удовлетворение)

 -Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».

X. Рефлексия. 

- Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма. Слайд 22.

- Сейчас  я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.

  • Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.
  • Было интересно, но испытывали  трудности - жёлтый кирпич.
  • Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.

- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке. Спасибо за работу! Слайд 23.

Список используемой литературы Слайд 24.

  1.  А.В.Бородина «Основы православной культуры».
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  3. Горбов, И. А. Начинающему христианину [Текст]:по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/И. А. Горбов.-Москва. Паломник, 2004.-127с.
  4. Мекрюков, А. Христианский нравственный закон в истории и современности [Текст]: православие в жизни/  Меркрюков Андрей , свящ.- М.: Издательство Московской Патриархии  Русской Православной Церкви, 2016.-144с.
  5. Холодилова, Т. П. Умягчи, Господи, сердце мое…[Текст]: советы духовной жизни/ Т. П. Холодилова.- Тула, 2015.-327с.

Интернет-источники

  1. http://flaminguru.ru/posltrude.htm
  2. Притча об отношении к работе[Электронный ресурс]/ Режим доступа:  https://multiurok.ru/blog/pritcha-ob-otnoshienii-k-rabotie.html
  3. Стихотворения о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-trude 
    http://go.mail.ru/redir?q=стихотворения  Заболоцкий не позволяй душе лениться.


 

Комментарии

Протоиерей Евгений Клементьев ,настоятель храма в честь Святого Иоанна Кронштадтского п.Мокроус, вручает диплом, участнику Муниципальных Иоанновских чтений, Шубаркиной С.А.,учителю МОУ СОШ с.Еруслан