Роль классного руководителя
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся.
«Воспитывает ребёнка каждая минута жизни и
каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается».
В.А. Сухомлинский
Профессиональное самоопределение школьников-подростков является очень актуальной темой. Это связано с жизненным самоопределением личности и непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.
Самоопределение учащихся реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и склонностей. И многие подростки не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать.[1]
И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя. Классный руководитель–ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Свою деятельность классный руководитель строит на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач и ситуации в классном коллективе.
В работу классного руководителя входит информация, просвещение, диагностика, ориентационные анкеты, опросники, например: опросники Голланда, Айзенка, Леонгарда, тесты по методике Е.А. Климова, тест Люшера, профориентационный тест «Кубок профессий», квест по профессиям и другие. Главная цель в профессиональном самоопределении учащихся: сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать будущее, реализовать перспективы своего развития.
Так Е.А. Климов в своей статье «Как выбирать профессию» подчёркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». [2] Поэтому в круг обязанностей входит и ознакомление учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда.
Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям. Правильно сделанный старшим подростком выбор-это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. [3]
Подросток выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:
- Следование «выбору толпы», то есть срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения «куда все, туда и я». В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае- оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.
- Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. Классный руководитель должен проанализировать, осознан ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли свои возможности в выборе профессии?
- Неопределённый вариант: учащимся совершенно безразлично, где, с кем и на кого учиться.
Профориентация начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие учащиеся выбирают профессию своих родителей ещё в детстве. Представления родителей о правильном выборе профессии часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся уже с прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Поэтому работу с семьёй следует начинать с родительской конференции «Профессии, которые выбирают наши дети».
Классный руководитель в ходе профориентационной работы оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону. Также изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; стимулирует их участие в занятиях кружков, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся.
Итак, для правильного и результативного определения пути к профессиональному самоопределению учащихся классный руководитель должен опираться на принципы:
- принцип сознательности при выборе профессии; активности: учащийся сам активно выбирает профессию;
- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
- принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Используя при этом различные методы работы: лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем; метод анализа конкретных ситуаций; учебно-игровая деятельность.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации [4].
Ведь ещё Эзоп говорил: «Истинное сокровище для людей–умение трудиться».
Список литературы
1.Научно - методический журнал. Классный руководитель, 2018 №6, стр.55
- Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1996г с. 289
- Профориентация. Личностное развитие. Тренинг: готовности к экзаменам М.Ю Савченко.: М.: «ВАКО», 2005
- М.И. Рожкова. Классный руководитель по профориентации. М.: Просвещение, 1988г.