Роль классного руководителя

Юринская Ирина Викторовна

Статья О роли классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о роли класснОго руководителя22.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся.

«Воспитывает ребёнка каждая минута жизни и

каждый уголок земли, каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается».

В.А. Сухомлинский

Профессиональное самоопределение школьников-подростков является очень актуальной темой. Это связано с жизненным самоопределением личности и непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

  Самоопределение учащихся реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и склонностей. И многие подростки не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать.[1] 

И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя. Классный руководитель–ключевая фигура в воспитательной деятельности  образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Свою деятельность классный  руководитель     строит на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач и ситуации в классном коллективе.  

  В работу классного руководителя входит информация, просвещение, диагностика, ориентационные анкеты, опросники, например: опросники  Голланда, Айзенка, Леонгарда,   тесты по методике Е.А. Климова, тест Люшера,  профориентационный тест «Кубок профессий», квест по профессиям  и другие.  Главная цель в профессиональном самоопределении учащихся: сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать  будущее, реализовать перспективы своего развития.

  Так Е.А. Климов в своей статье «Как выбирать профессию» подчёркивал важность профориентационной  работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он  должен стать   автором проекта и строителем своего жизненного пути». [2] Поэтому в круг обязанностей входит и ознакомление учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда.

   Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям.  Правильно сделанный старшим подростком выбор-это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. [3]

Подросток выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

  1. Следование «выбору толпы», то есть срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения «куда все, туда и я».  В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае- оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.
  2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. Классный руководитель должен проанализировать, осознан ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли свои возможности в выборе профессии?
  3. Неопределённый вариант: учащимся совершенно безразлично, где, с кем и на кого учиться.

  Профориентация начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие учащиеся выбирают профессию своих родителей ещё в детстве. Представления родителей о правильном выборе профессии часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся уже с прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Зачастую  родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Поэтому работу с семьёй следует начинать  с родительской конференции «Профессии, которые  выбирают наши дети».

      Классный руководитель  в ходе профориентационной работы  оказывает помощь школьникам  в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону. Также изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; стимулирует их участие в занятиях кружков, факультативов; устанавливает  и поддерживает контакты с организациями  и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся.

 Итак, для правильного и результативного определения пути к профессиональному самоопределению учащихся  классный руководитель должен опираться на принципы:

- принцип сознательности при выборе профессии; активности: учащийся сам активно выбирает профессию;

- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;

- принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Используя при этом различные методы работы: лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем; метод анализа конкретных ситуаций; учебно-игровая деятельность.

  Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного  целеустремлённого  деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение  и получающая широкие возможности для самореализации [4].

      Ведь ещё Эзоп говорил: «Истинное сокровище для людей–умение трудиться».

 

Список литературы

     1.Научно - методический журнал.  Классный руководитель, 2018 №6, стр.55

  1. Е.А. Климов  Психология профессионального самоопределения. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1996г с. 289
  2. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг: готовности к экзаменам М.Ю Савченко.: М.: «ВАКО», 2005
  3. М.И. Рожкова. Классный руководитель по профориентации. М.: Просвещение, 1988г.