обобщение опыта
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О. Хисматуллина Наталья Перемкуловна | |
Учреждение МБОУ школа № 413 Петродворцовый район, п. Стрельна г. Санкт-Петербург | |
Должность учитель математики | |
Стаж работы 24 год. | |
1. Тема инновационного педагогического опыта Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ . | |
2.Источник изменений - Низкие результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ у учащихся - Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. -противоречие между традиционным подходом к процессу преподавания математики и высокими требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы; - Нехватка времени для качественной подготовки к итоговой аттестации -Разный уровень подготовки учащихся. | |
3. Идея изменений Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего времени обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация, возникающих (неизбежно!) проблем. Своевременная отработка основных понятий по всем содержательным линиям программы по математике с 5 по 11 классы в соответствии с ФГОС, позволяет значительно повысить результаты ОГЭ и ЕГЭ. | |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Нужно давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. |
Новизна | Система работы учителя через: - роль устного счета на уроках математики. - С 5 класса учащихся работают с тестами в форме ОГЭ и ЕГЭ. -В 9 классе курс по выбору. Данный курс развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы. -В старших классах дополнительные занятия. В первую очередь это элективные курсы. - Исследовательская деятельность учащихся. - Психологическая подготовка учащихся к экзамену. - План индивидуальных занятий с детьми «Группы риска». |
Ожидания | Это позволяет применять индивидуальный подход в обучении, работать над повышением качества обучения, развивать творческий потенциал и повышать мотивацию к изучению предмета. |
Затруднения в реализации, риски | Необходимо достаточно много времени для подготовки занятий, интерактивных пособий. Трудность в том, как заинтересовать и привлечь детей для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, при большой нагрузке в основной и средней школе.
|
5. Условия реализации изменений Создание системы заданий, способствующих вовлечению всех учащихся в образовательный процесс, и активизирующих их мыслительную деятельность использование инновационных технологий: метода проектов, информационно-коммуникационной технологии, проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Высокий интеллектуальный уровень педагога и желание педагога работать системно. | |
6. Результат изменений Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ способствует: - повышению качества обучения; (За последние три года наблюдается позитивная динамика качества образования и средней оценки по предмету); -высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ; Конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие учебные заведения области и страны.
-развитие интереса к предмету математика. -Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Призер международной игры – конкурса по математике «Кенгуру». Победители и призеры международной олимпиады по математике от проекта «Инфоурок». | |
7. Публикации Сайт «ИНФОУРОК» Подготовка к ОГЭ 9 класс - https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-klass-2194634.html Элективный курс 9 класс - https://infourok.ru/elektivniy-kurs-klass-2194420.html Система подготовки учащихся к ОГЭ в 9 классе – https://infourok.ru/sistema-podgotovki-uchaschihsya-k-oge-v-klasse-2194360.html Карточка для устного счета - https://infourok.ru/kartochka-dlya-ustnogo-scheta-2407001.html Презентация к уроку - https://infourok.ru/urok-obobschenie-po-teme-treugolniki-2402400.html Подготовка к ОГЭ. Задания по теме: «Реальная математика»- https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-zadaniya-po-teme-realnaya-matematika-2194449.html Элективный курс 11 класс. - https://infourok.ru/elektivniy-kurs-klass-2194409.html Сайт «Мир Олимпиад» Система работы учителя по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.- https://mir-olimpiad.ru/publikatsii/4187/ | |
8. Описание инновационного опыта учителя «Школа не должна научить на всю жизнь, Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие: -информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); -предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); -психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Для успешной сдачи экзамена за курс основной и средней школы, начинать подготовку учащихся к экзаменам и нацеливать на высокий результат нужно с 5 класса. Я работаю в сельской школе, наши ученики имеют в основном средние и низкие учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение. Одна из задач, которую нужно решать на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации, поэтому нужно найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого. 1. Устная работа на уроках– это беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. 2. Внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ. 3 .Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. 4. Для успешной сдачи экзаменов обучающийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Поэтому на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – это ситуация успеха. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. 5. Работа с «учащимися группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации). Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальные задания для каждого учащегося «группы риска». Результатом своей работы я считаю: · 100% успеваемость.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы. | |
Составляющие образования Обучение. | |
Ключевые слова Математика, результат, интерес к предмету, развитие логических и умственных способностей. | |
Приложение 1 . Задания устного счета. Приложение 2. Задания ОГЭ по геометрии. Приложение 3. Технологическая карта урока по геометрии 7 класс |
Приложение 1.
Карточка для устного счета.
Вычислить:
1В.
| 2В.
| 3В.
| 4В.
| 5В.
|
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
| ||
| ||||
|
| |||
|
|
Приложение 2.
ОГЭ геометрия. 1. Сторона квадрата равна 10. Найдите его площадь.
2. В прямоугольнике одна сторона равна 10, другая сторона равна 12. Найдите площадь прямоугольника.
3. В прямоугольном треугольнике один из катетов равен 10, а угол, лежащий напротив него, равен 45°. Найдите площадь треугольника.
4. Сторона равностороннего треугольника равна 10. Найдите его площадь, делённую на .
5. Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
6. Основания трапеции равны 4 см и 10 см. Диагональ трапеции делит среднюю линию на два отрезка. Найдите длину большего из них. | 7. Периметр равнобедренного треугольника равен 216, а боковая сторона — 78. Найдите площадь треугольника.
8. Найдите площадь параллелограмма, изображённого на рисунке.
9. Одна из сторон параллелограмма равна 12, другая равна 5, а косинус одного из углов равен . Найдите площадь параллелограмма.
10. Найдите площадь ромба, если его диагонали равны 14 и 6.
|
Приложение 3.
Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники»
Класс: 7 | Предмет: Геометрия | Дата проведения урока: 15.11.17 г. | Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений | ||
Тема: | Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники» | ||||
Цель | Образовательная: создать условия для закрепления и обобщения знаний и умений по разделу «Треугольники» и навыков их применения при решении задач. Развивающая: создать условия для развития навыков организации и самоорганизации учебного сотрудничества, познавательной мотивации и творческой инициативы в конструировании, преобразовании предложенных задач. Воспитательная: создать условия для формирования навыков самоконтроля, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группе. | ||||
Планируемый результат | Универсальные учебные действия | ||||
Личностные: создание условий формирования критичности мышления; воли и настойчивости в достижении цели, развитие инициативности, трудолюбия, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Умение перенести опыт использования алгоритма решения задачи на реальную жизнь: условия - проблема – инициатива – решение. Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана и алгоритма решения задачи, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий. Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям, применять и обосновывать выводы, заключения. Коммуникативные: понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, строить высказывания; Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (читательская компетентность): решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других дисциплин; высказывать свою точку зрения при помощи полученных знаний. | |||||
Предметные результаты | |||||
Определять необходимые и достаточные условия для применения полученных знаний о треугольниках при решении задач. | |||||
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности) | Обучающиеся научатся использовать алгоритм решения задач на вычисление с аргументацией, использованием оснований и выводами. Организация продуктивной работы в парах, группах. | ||||
Основные понятия | Элементы треугольников, виды треугольников, признаки равенства треугольников, равнобедренный треугольник, свойства равнобедренного треугольника, медиана, биссектриса и высота треугольника. | ||||
Организация пространства | Межпредметные связи | Формы, приемы, методы работы | Ресурсы | ||
русский язык физика история музыка искусство | Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах. Методы: системно – деятельностный метод, частично-поисковый и практический методы. Приемы: презентация работы, работа с деформированным текстом, работа с тестом. | Компьютер и аудиовизуальные ресурсы (презентация), дидактический материал (карточки с задачами на готовых чертежах, лото, лист самоконтроля) | |||
Этапы урока. Технология проведения | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Осуществляемые и формируемые действия | Осуществляемые и формируемые действия | Осуществляемые и формируемые действия | |||
I этап. Организационный момент. Задачи этапа: Психологический настрой обучающихся на предстоящую деятельность. | |||||
| Приветствуют учителя и друг друга, анализируют и описывают свое настроение на начало урока. | Проверяют свою готовность к уроку. | |||
II этап. Исходная мотивация. Создание личностно-смысловых ситуаций. Погружение в проблему. Задачи этапа: Создание проблемной ситуации. Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию цели и задач на предстоящую деятельность. | |||||
| Анализ предложенной задачи, организация диалога с обучающимися, подведение обучающихся к осознанию целей и задач урока. Планирование путей достижения цели, постановке познавательных задач. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания.
| Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. | ||
III этап. Актуализация знаний. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для закрепления и обобщения полученных знаний. | |||||
. | Осуществляют актуализацию полученных знаний.
| Строят логические высказывания, соотносят их с полученными теоретическими знаниями. | Осуществляют взаимоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их в соответствии с оригиналом. | ||
IV этап. Обобщение и систематизация знаний. Задачи этапа: приведение в систему полученных знаний. | |||||
Преобразуют познавательную задачу в учебно-практическую. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы. | Высказывают свое мнение в процессе групповой работы.
| Обосновывают необходимые действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагают необходимый набор учебного материала для решения практических задач. | |||
Физкультминутка | |||||
V этап. Применение знаний и умений в практической деятельности. Решение задач. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи этапа: выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной и поисковой деятельности. | |||||
Решают практические задачи и оформляют результаты деятельности в тетрадях, при этом применяют понятийный аппарат, понимают сущность алгоритма решения.
| Вступают в диалог, строят взаимодействие, участвуют в обсуждении проблемы, строят монологические высказывания, договариваются о плане отчёта, обсуждают совместное представление полученного продукта. Тактично выслушивают оценивание, комментарии. | Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Контроль правильности ответов. | |||
VI этап. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Задачи этапа: представление результатов поисковой деятельности. | |||||
Представляют результаты поисковой деятельности. | Излагают результаты деятельности, высказывают интересные идеи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | |||
VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для выполнения домашнего задания. | |||||
|
| Оценивают свои возможности и в соответствии с этим осуществляют выбор домашнего задания. | |||
VIII этап. Рефлексия. Задачи этапа: оценка результатов деятельности | |||||
Определяют результаты учебной деятельности и организуют личную самооценку. | Излагают письменно оценку своей деятельности в соответствии с нормой письменной речи. | Излагают аргументированную оценку своей деятельности в соответствии с заданными критериями. | |||