О чем задуматься при планировании онлайн урока. Мой опыт работы на дистанционном обучении
Могли вы год назад представить себе, что наша система образования по каким-либо причинам будет переведена на дистант? Вся. Без исключения. Я – точно нет. Как мне представляется, прежнего образования уже не будет, как бы грустно не было от этой мысли. Общество меняется на глазах, а с ним и мы. Можно уйти в глубокую оппозицию, выражать недовольство по поводу сложившихся условий, обвинять учеников в клиповом мышлении, лени и глупости, идти против течения, вступать в борьбу. Можно поддаться переменам, согласиться поискать сильные стороны «онлайна», в конце концов, попытаться разобраться – что к чему. Только я освоила зум (на что ушло много времени и сил), только я стала чувствовать себя в конференц-зале уверенно, разобралась как распределять детей по рабочим группам, собирать обратную связь и консультировать «еще не усвоивших», они заявляют, что в Дискорде им комфортнее. Оказывается, там связь лучше, времени больше, а еще можно отслеживать кто во что играет на уроке! Это все значит, что уже пора осваивать новую платформу. Пообещала им, что на каникулах посмотрю.
Для меня первые месяцы дистанта были сложными. Очень. Я решила провести все уроки, как полагается, в онлайн. Я была опустошена. Психологически очень сложно вести такие занятия, если делать это как на очных уроках. Хочу поделиться своим скромным опытом.
- Обратная связь. Я долго привыкала к тому, что работать нужно по-другому. Между очными и онлайн занятиями есть разница, и серьезная. При отсутствии зрительного контакта возникает ощущение, что говоришь со стеной, в пустоту. Поэтому в онлайне очень важна обратная связь. Ее должно быть много. В Зуме есть возможность включать и использовать эмоции, можно просить детей отвечать голосом, писать в чате (только нужно им объяснить, где он находится, мои не все до сих пор знают это). Для этого я стараюсь почаще задавать вопросы, обращаться к опыту детей, их мыслям. В конце занятия прошу заполнить Google-форму с вопросами по содержанию урока, добавляю рефлексивные вопросы.
- Деятельностный подход. На уроке в стенах школы легко заставить детей смотреть на доску, экран, себя. Это малоэффективно, тем не менее. На онлайн уроке, если лектор говорит сам долго (несколько минут), можно быть уверенным, что каждый занимается своим делом, не обращая внимания на говорящую голову. Чтобы этого избежать, я стараюсь предлагать задания, прошу, чтобы дети их решали здесь и сейчас в чате или голосом. Можно делить их по группам для самостоятельного изучения, обсуждения, комментирования материала. Пусть сами, в конце концов, готовят презентации в группах или индивидуально. Можно предложить им на первых порах выступать без видео. Со временем они привыкают и сами просят разрешения показать себя.
- Безопасность. Многие коллеги жалуются на то, что дети срывают уроки в онлайн, распространяя ссылки на занятия среди знакомых. Чтобы избежать вмешательства посторонних, я прошу регистрироваться именем и фамилией. В Зуме есть возможность включить зал ожидания и впускать только тех, в ком вы уверены. А всякие «iphone», «worldoftanks», «просто Сергей» и так далее должны переименоваться, в противном случае исключаются. После уже недельного сидения в стенах родного дома ученики готовы на все, только бы приобщиться к социуму.
- Уверенность в себе. Не стоит бояться выглядеть профаном. Для меня это было проблемой. Мне казалось, что дети все умеют, все знают, а я покажу свое невежество и они перестанут меня уважать. Это было напрасно. Во-первых, далеко не все умеют пользоваться Зумом или Дискордом. Еще приходится объяснять, как включить звук или начать демонстрацию экрана. Во-вторых, если незнание общее, то можно вместе поискать ответ на вопрос, как здесь всё работает. Это сближает. А еще дети начинают понимать, как идет процесс обучения, что ошибаться не страшно, что только в поиске можно набраться опыта и найти ответ на вопросы.
- Хорошее настроение. Что держит детей, да и нас, если честно, в школе? Хорошие, добрые эмоции. Их дает общение, взаимодействие с другими людьми. Совместные достижения, шутки, эмоциональные «поглаживания», признание – то, что делает процесс обучения эффективным и приятным, должно быть и в онлайн, в неменьшей степени, чем в школе. Я помещаю веселые картинки на первый слайд презентации, «мемы», просто красивые изображения, иногда произведения искусства, которые трогают меня. Еще я включаю музыку, которая нравится мне. Недавно попросила детей поделиться в ВК любимыми треками, теперь включаю по одной композиции в начале и в конце урока. Слушаем, обсуждаем.
Мне нравится процесс, поэтому я продолжаю делать свою работу, хотя она уже не та, что была раньше.