Культура общения учеников с учителями

Зайцева Галина Павловна

Обсце́нная лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойные, богомерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_uchenikov_pri_obshchenii_s_uchitelem.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи учеников при общении с учителем

Я всегда с благодарностью буду вспоминать своих учителей: Бычковенскую Инну Самольёвну –учитель английсского языка и классный руководитель; Бычковскую Марину Самольёвну – учителя математики.

Они дали нам полезные знания по своим предметам, пример служения своей профессии, не только по своим предметам, но и общей культуре, чесности и порядочности во взаимотношениях.

В нашем классе было тридцать учеников. И мы все как когда-то говорили вынесли в мир. «Мальчики, даже самые троешники, много достигли в труде, воспитании своих детей». И что самое главное, никто из нас никогда не сказал грубого слова ни об учителях, и в их присутствии. А ведь это привевалось не только в школе, но и дома.

В своременом обществе, зачастую слышится нецензурная брань родителей при своих детях. Отсюда в первую очередь строится некорректное поведение школьников не только страшей школы, но и моладшей.

Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия. Бессмысленно также праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной.

Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.
В учебном заведении необходимо создать безопасное пространство, безопасное во всех смыслах, и в физическом, и в психологическом. В данной локации должен работать свод общепринятых с учащимися законов, включающих в себя все сферы учебного и внеучебного процесса (урочного, внеурочного). Вопрос мата — это вопрос не только лексики и культуры, это вопрос общественного устройства. При условии принятия таких законов учащийся будет чувствовать себя в безопасности, у него будут возможности высказывать свои мысли, эмоции, согласия и несогласия без оглядки на последствия. Если в данном учебном обществе приняты этические нормы, то любой член такого общества будет действовать в рамках этих норм. Это не значит, что он не может выйти за рамки, иногда будут и «выходы» за пределы нормы, однако в подавляющем большинстве случаев ученику не нужно будет прибегать к ненормативной лексике для выражения своего несогласия или своей негативной реакции, так как его и так слышат, а для высшей степени восхищения, поощрения согласия у учащегося будут в распоряжении другие инструменты.

В люблм случае, педагог должен проводить профелактические беседы и с родителями. Ведь воспитание начинается с дома, а школа лишь источник знаний для роста личности.

Не смей забывать...

Не смейте забывать

Учителей

Пусть будет жизнь

Достойна их усилий

Учителями славится

Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать

Учителей.

А.Дементьев.