Статья "Дополнительное образование старшеклассников"
В образовательном процессе любого общеобразовательного учреждения важную роль играет воспитательная деятельность, которая направлена на общее развитие личности, создание условий для самоопределения обучающегося и приобщения его к социокультурным, духовным, морально-нравственным ценностям, устоям и нормам поведения, существующим в обществе. Данная деятельность функционирует в рамках интересов самого ученика, его семьи, общества и государства в целом. Так, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 04.06.2014) трактует образование, как целостный и структурированный процесс воспитания и обучения. Для организации максимально полноценной реализации всех задач и функций воспитательной деятельности, необходима организация внеурочной занятости, как ключевой составляющей воспитательного процесса в рамках школы.
Под внеурочной занятостью согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО принято понимать деятельность, которая по форме реализации отлична от классно-урочной и направлена на достижение запланированных результатов освоения общей образовательной программы.
Согласно определению Гликмана, под внеурочной деятельностью понимается участие школьников во всех досуговых и общеразвивающих мероприятиях и формах дополнительного образования на базе учебного заведения. На основе предложенного определения можно сформулировать характерные черты внеурочной деятельности: организуется и координируется педагогами
дополнительного образования, является ключевой составляющей воспитательной деятельности и носит исключительно добровольный характер.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность должна решать целый ряд важных задач, к числу которых следует отнести: обеспечение благоприятной адаптации ребенка и подростка в общеобразовательном учреждении; оптимизация образовательной нагрузки; выявление и поддержка заинтересованности и активности обучающихся в различных видах досуговой деятельности; создание условий для развития каждой отдельной личности в выбранной сфере внеурочной занятости; развитие творческих способностей обучающихся и создание условий для получения опыта активной творческой деятельности; структурирование полученных знаний и навыков в определенной сфере внеурочной деятельности; способствование развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Внеурочная деятельность осуществляется в таких формах как: игровая, познавательная или экскурсионная деятельность, досуговое и проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество.
Однако существует ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования в процессе проектирования и реализации внеурочной деятельности:
Во-первых, нехватка профессиональных кадров – квалифицированных педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования. Данная ситуация усугубляется высокой нагрузкой учителей-предметников основной образовательной работой, что не позволяет им брать часы внеурочной занятости.
Во-вторых, у учителей-предметников может быть недостаточно знаний и опыта по написанию досуговых программ, которые были бы нацелены на высокую воспитательную результативность. При этом, актуальна проблема недостаточной проработанности уже написанных программ. Также существует сложность в перестройке внеурочных мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.
И в-третьих, большой сложностью для организации внеурочной деятельности в школах является недостаточная техническая оснащенность кабинетов, мастерских, спортивного и актового залов или отсутствие тех расходных материалов, которые необходимы для полноценной досуговой занятости в рамках кружка или художественного объединения.
Также одной из проблем может считаться негативная тенденция снижения активности участия обучающихся в мероприятиях внеурочной занятости по мере взросления.
В качестве решения вышеперечисленных проблем может выступать четко структурированная и тщательно спланированная программа внеурочной деятельности, при создании которой следует опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности, т.е. необходимо реализовывать задачи внеурочной деятельности через связь досуговой и образовательной деятельности школы;
2. Принцип учета интересов и потребностей обучающихся;
3. Принцип совместной деятельности педагога и обучающегося, а также включение в процесс внеурочной занятости родителей учеников;
4. Принцип обратной связи. Педагогам необходимо осуществлять обсуждение реализованных проектов или сделанных работ с целью выявления положительных и отрицательных результатов, оценки мнения и настроения обучающихся и перспектив дальнейшей деятельности;
5. Принцип успешности. Для ребенка или подростка, как и для взрослого, значимо признание. Ключевым аспектом является справедливость и искренность оценки, которая должна отмечать действительный результат.
6. Принцип стимулирования. Объединяет все виды поощрения за проделанную работу.
Наиболее оптимальным решением проблемы снижения интереса к внеурочной деятельности среди старших классов является организация культурно-
массовых или праздничных мероприятий с возможностью творческого самовыражения учащихся. Как правило, большинство праздничных событий в образовательных учреждениях приурочены к значимой дате для страны: День снятия блокады Ленинграда (27 января), День победы (9 мая), Новый Год и т.д. Так же в школах нового поколения развивается тенденция преемственности культурных традиций стран-партнеров (например, Китая). Таким образом, через культурно-массовое мероприятие в школе реализуется как просветительская, так и воспитательная функцию по направлениям:
1. Патриотическое (любовь и уважения к Родине) и толерантное воспитание (уважение к культурным традициям и особенностям других стран и народов);
2. Воспитание чувства уважения к истории своей страны и к судьбе предков (старшего поколения);
3. Сохранение и трансляция культурных традиций.
Также интересной и весьма полезной практикой выступает организация клубов образовательной и околопрофессиональной направленности для обучающихся старших классов, что в дальнейшем поспособствует выбору будущей профессии. Например, клуб журналистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157;
2. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения». – М.: Педагогический поиск, 2014;
3. Рудик Е.Л., Шинчуковская В.М. «Особенности организации внеурочной деятельности в школе». – М.: Учитель, 2015.