«Музыкальное музицирование онлайн»

Завьялова Елена Георгиевна

«Музыкальное музицирование онлайн»

Темой моей статьи является Онлайн-образование. Дело в том, что
в принципе эта сфера уже несколько лет пользуется успехом и с каждым годом набирает все больше и больше популярности, соответственно, возникают вопросы, если можно обучаться, так сказать, сидя дома, никуда не выходя и при этом становится образование,  то насколько есть необходимость в обучении офлайн? Просматривая различные порталы,
я столкнулась с тем, что аудитория делится на два количественно равных лагеря: есть те, кто считает, что интернет образование удобнее и оно очень скоро вытеснит привычное , а есть те, кто категорически против и считают, что такой вид образовательной деятельности может рассматриваться только, как дополнительный.

Так уж случилось, что ситуация пандемии заставила нас столкнуться с интернет образованием лицом к лицу и показала, что вопросов о минусах тут просто не стоит. Это оказался единственно возможный способ продолжать обучение. Но если общеобразовательные учебные заведения в основном уже имели опыт столкнуться с просторами интернета и можно найти множество примеров преподавания той же математики или химии в сети, есть откуда черпать вдохновение, то например музыкальных занятий представлено не так много. И отсюда возникла необходимость создать какую-нибудь примерную схему музыкального занятия онлайн. Особенно казалось сложным преподавать совсем маленьким детям, так как есть вероятность , что ребёнок не сможет овладеть техникой или есть риск , что внимание пропадёт и непонятно как с этим быть, не находясь рядом. То есть необходимо было найти какие-то способы оптимального ведения группового урока в сети. Такой пример я хочу привести ниже.
 

Уроки сформировались не сразу, в начале это показалось очень сложным и чем-то фантастическим, но со временем удалось выработать оптимальную методику.  И я хочу обратить внимание на некоторые принципы, которые помогли мне.

- Урок рассчитан на возраст 5-6 лет, количество детей : 6-7 человек.
- Необходимо найти интересное название, которое сразу привлечёт внимание, захочется познакомиться с тем, что за ним скрывается.

    Например:  «Космическое путешествие на планету интервалов», « В гости к трезвучиям».

Обязательно продумать наглядность. Чтобы урок не превратился в аудио - лекцию и было интересно смотреть на экран. То есть необходимо использовать предметы ( баночки, коробочки, чашечки, кастрюли). Или если у вас есть возможность показать какой-то видеоматериал с помощью совместной демонстрации экрана, будь - то короткий обучающий мультик по вашей теме или фильм.

 Можно использовать материалы для совместного творчества, например, пластилин.  Для меня он оказался самым полезным другом. Мы использовали его для изучения интервалов. В целом, следует взять на заметку, что делать что-то в реальном времени вместе с детьми - это отличный ход для онлайн-занятий.

-Смена действия. В целом, урок с маленьким детьми длится максимум минут 45. Постарайтесь продумать урок так, чтобы деятельность менялась каждые 10-15 минут, так внимание не будет уставать, ребятам будет интересно и любопытно, а что будет дальше. И даже если вдруг заскучает или потеряет концентрацию, то  сможет включиться на следующем задании.

- Пальчиковые упражнения. Они направлены для изучения ритмических цепочек. Например:

Указательный палец – это четверть

         Указательный и средний –  восьмушки

«Колечко» с помощью среднего и большого – это половинная.

Руки в стороны – пауза.

Также я использовала  самодельную лесенку,  просто нарисованную на картоне, по ней мы вместе пели песенки.

То есть например, можно чередовать коротенькое теоретическое объяснение с заданием вместе что-то смастерить по теме, потом снова объяснить  и потом снова отработать на практике.

Пример:

  1. Музыкальное приветствие. Желательно с каждым ребенком, чтобы все могли пропеть и друг друга послушать
  2. Проверка домашнего задания. Работа с каждым по несколько минут.
  3. Тема урока. Можно в каждый урок брать с собой сказочного персонажа (игрушку) и продумывать историю, например, на этом уроке вы помогаете ему что-то выучить или разгадать какую-либо загадку, выполнить задание злой волшебницы и  т.д. Можно придумать ритмическое стихотворение или несложную песенку.
  4. Пальчиковое упражнение.
  5. Ритмические цепочки , каждый придумывает свой вариант. Кстати, ритмические цепочки могут, например, характеризовать путь сказочного персонажа: четверть – идет умеренно, восьмушки – бежит, половинная -  упал в ямку или устал, встал передохнуть – пауза.
  6. Прощальная песенка. Можно спеть ее по нашей лесенке.  Обязательно поблагодарить каждого за урок.

Это примерный план урока. Естественно его можно насыщать, дополнять и видоизменять. Это та схема, которая за время работы показалась мне оптимальной и практичной. Идей было много, плюс дети с радостью подхватывают,  быстро фантазируют и сами подсказывают ход урока, тут важна ваша гибкость. Большой плюс то , что, как мне  показалось, родители были вовлечены в процесс даже более внимательно, чем на уроках в реальном времени. Уроки пролетали незаметно, продуктивность выросла, родители стали более внимательны в выполнении детьми домашних заданий.

Вывод: грамотная организация онлайн-урока, выполнение домашних заданий, родительская заинтересованность и желание провести время с ребенком ведет к хорошим результатам. Минусы, конечно, есть. Но в данном случае, они не существенны, так как, на мой взгляд, варианта была только два: либо попытаться давать  знания в предложенных условиях, сделав это максимально удобно для детей, либо их не давать, что само по себе не является положительным аспектом.

Конечно, дистанционное обучение никогда полностью не заменит реальное, но в определенных ситуациях его тоже возможно сделать удобным и полезным.

 

 

Елена Завьялова