Конференция как технология личносто-ориентированного образования
Конференция как педагогическая технология личностно-ориентированного образования.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. В современной школе личный социальный опыт учащихся используется как источник знаний, и специально организуется работа по его обогащению. Сегодня мы находимся на стадии перехода от индустриального к информационному обществу, а это значит, что каждый человек должен уметь добывать и критически принимать ту или иную информацию из различных источников СМИ. Сформировать свой взгляд на события, происходящие в обществе, обозначить свою позицию - это основной показатель разносторонне развитой активной личности. Самостоятельность мышления, умение переносить полученные знания в сходные или иные ситуации учащимся помогает сформировать согласованность занятий по различным учебным дисциплинам. Именно введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Основной целью нашего исследования является представление такой педагогической технологии, как интегрированная конференция, которая проводится в рамках внеклассной работы. Внедрение такой нетрадиционной методики существенно изменило процесс обучения и развития школьников, позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, гуманизации, формирование индивидуально-образовательной перспективы учащихся. Особое значение имеет и воспитательный компонент. У учащихся формируются ценности патриотизма, культуры охранного и экологического сознания, эстетического восприятия окружающего мира.
Понятие «конференция» в энциклопедическом словаре обозначает собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.
Интегрированная конференция, как педагогическая технология, имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как учителя, так и ученика, способствует раскрытию способностей, а также повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, способствует развитию коммуникативных качеств, формированию умения учащихся анализировать, обобщать, делать логические умозаключения, углубляют представления о предмете, расширяют кругозор.
Интегрированные конференции обладают большой информативной ёмкостью, позволяют вовлечь максимальное количество учащихся в активную работу, способствуют творческому подходу к выполнению задания, которое даётся предварительно.
Деятельность учителя в рамках данной технологии специфична. Спланировав работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, вносит коррективы в их деятельность.
Наша творческая группа несколько лет подряд организует и проводит цикл интегрированных конференций на базе общеобразовательной школы, тематика которых очень разнообразна. Объединив гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, мы представляем спектр актуальных вопросов современного общества, затрагивая проблемы социальной и политической сфер, тенденции и перспективы развития науки и техники, а также особое внимание обращаем на культурную жизнь нашего города.
Специфика проведения наших интегрированных конференций заключается в том, что учителя-организаторы и учащиеся совместно выбирают актуальную тему, выделяют творческие группы, планируют деятельность; далее дети самостоятельно занимаются поиском и подборкой материала, оформляют его в виде презентации. Учитель, безусловно, выступает в роли наставника, который помогает выбрать и систематизировать нужный и важный материал. Далее само мероприятие проводится в актовом зале, где ученики представляют свои проекты, также приглашаются учащиеся других классов. В ходе мероприятия идёт обсуждение проблемы, задаются вопросы. Обязательна здесь и рефлексия, которая помогает в дальнейшем проанализировать итоги конференции, выяснить, какие вопросы остались непонятыми.
Далее вашему вниманию мы представим некоторые темы конференций, их цели и план проведения.
- «XXI век начинается».
Основная цель этой конференции представить новые открытия в науке и технике, а также перспективные направления изучения в этих сферах.
Темы выступлений:
- Великие открытия в математике XXI века.
- Открытия XXI века в области естествознания.
- Новые исторические взгляды в современном искусстве.
- Новое законодательство в Российской Федерации.
- О глобализации английского языка.
- «Молодёжь XXI века. Взгляд в будущее».
Цель: познакомить учащихся с особенностями современных молодёжных субкультур, течений, традиций; показать влияние субкультуры на личность человека; помочь сделать правильный выбор в жизни; обозначить проблемы современной молодёжи.
План.
- Современная молодёжь РФ (общая характеристика).
- Молодёжные субкультуры.
- Понятие и примеры контркультур.
- Патриотизм и лжепатриотизм в современных молодёжных организациях.
- Нравственное воспитание современной молодёжи.
- Будущее молодёжи глазами подростков.
- Молодёжная политика РФ.
- Культурное наследие Санкт-Петербурга.
Цель: представить различный спектр музеев Санкт-Петербурга, привлечь внимание учащихся к культурному наследию нашего города. Предполагаемый результат: посещение этих музеев учащимися во внеурочное время.
Следует отметить, что учащиеся, которые представляют свои проекты, посещали эти музеи. В их работах представлены и краткое описание музея, и свои собственные впечатления.
- Эрмитаж-сердце Санкт-Петербурга.
- Новый проект-Гранд Макет Россия.
- Музей Арктики и Антарктики.
- Музей воды.
- Музей «Лесное: из прошлого в будущее».
- Музей истории религии.
- Музей политической истории.
- Музей-архив Д.И. Менделеева.
- Летний сад: до и после реставрации.
Рефлексия: гостям конференции предлагается написать на отдельных листочках те музеи, которые они недавно посетили, а по окончании мероприятия указать, какой из представленных музеев они хотели бы посетить. Предполагается цикл таких конференций, где будет прослеживаться тенденция приобщения учащихся к культурному наследию города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya_lichnostno.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конференция как педагогическая технология личностно-ориентированного образования.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. В современной школе личный социальный опыт учащихся используется как источник знаний, и специально организуется работа по его обогащению. Сегодня мы находимся на стадии перехода от индустриального к информационному обществу, а это значит, что каждый человек должен уметь добывать и критически принимать ту или иную информацию из различных источников СМИ. Сформировать свой взгляд на события, происходящие в обществе, обозначить свою позицию - это основной показатель разносторонне развитой активной личности. Самостоятельность мышления, умение переносить полученные знания в сходные или иные ситуации учащимся помогает сформировать согласованность занятий по различным учебным дисциплинам. Именно введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Основной целью нашего исследования является представление такой педагогической технологии, как интегрированная конференция, которая проводится в рамках внеклассной работы. Внедрение такой нетрадиционной методики существенно изменило процесс обучения и развития школьников, позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, гуманизации, формирование индивидуально-образовательной перспективы учащихся. Особое значение имеет и воспитательный компонент. У учащихся формируются ценности патриотизма, культуры охранного и экологического сознания, эстетического восприятия окружающего мира.
Понятие «конференция» в энциклопедическом словаре обозначает собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.
Интегрированная конференция, как педагогическая технология, имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как учителя, так и ученика, способствует раскрытию способностей, а также повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, способствует развитию коммуникативных качеств, формированию умения учащихся анализировать, обобщать, делать логические умозаключения, углубляют представления о предмете, расширяют кругозор.
Интегрированные конференции обладают большой информативной ёмкостью, позволяют вовлечь максимальное количество учащихся в активную работу, способствуют творческому подходу к выполнению задания, которое даётся предварительно.
Деятельность учителя в рамках данной технологии специфична. Спланировав работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, вносит коррективы в их деятельность.
Наша творческая группа несколько лет подряд организует и проводит цикл интегрированных конференций на базе общеобразовательной школы, тематика которых очень разнообразна. Объединив гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, мы представляем спектр актуальных вопросов современного общества, затрагивая проблемы социальной и политической сфер, тенденции и перспективы развития науки и техники, а также особое внимание обращаем на культурную жизнь нашего города.
Специфика проведения наших интегрированных конференций заключается в том, что учителя-организаторы и учащиеся совместно выбирают актуальную тему, выделяют творческие группы, планируют деятельность; далее дети самостоятельно занимаются поиском и подборкой материала, оформляют его в виде презентации. Учитель, безусловно, выступает в роли наставника, который помогает выбрать и систематизировать нужный и важный материал. Далее само мероприятие проводится в актовом зале, где ученики представляют свои проекты, также приглашаются учащиеся других классов. В ходе мероприятия идёт обсуждение проблемы, задаются вопросы. Обязательна здесь и рефлексия, которая помогает в дальнейшем проанализировать итоги конференции, выяснить, какие вопросы остались непонятыми.
Далее вашему вниманию мы представим некоторые темы конференций, их цели и план проведения.
- «XXI век начинается».
Основная цель этой конференции представить новые открытия в науке и технике, а также перспективные направления изучения в этих сферах.
Темы выступлений:
- Великие открытия в математике XXI века.
- Открытия XXI века в области естествознания.
- Новые исторические взгляды в современном искусстве.
- Новое законодательство в Российской Федерации.
- О глобализации английского языка.
- «Молодёжь XXI века. Взгляд в будущее».
Цель: познакомить учащихся с особенностями современных молодёжных субкультур, течений, традиций; показать влияние субкультуры на личность человека; помочь сделать правильный выбор в жизни; обозначить проблемы современной молодёжи.
План.
- Современная молодёжь РФ (общая характеристика).
- Молодёжные субкультуры.
- Понятие и примеры контркультур.
- Патриотизм и лжепатриотизм в современных молодёжных организациях.
- Нравственное воспитание современной молодёжи.
- Будущее молодёжи глазами подростков.
- Молодёжная политика РФ.
- Культурное наследие Санкт-Петербурга.
Цель: представить различный спектр музеев Санкт-Петербурга, привлечь внимание учащихся к культурному наследию нашего города. Предполагаемый результат: посещение этих музеев учащимися во внеурочное время.
Следует отметить, что учащиеся, которые представляют свои проекты, посещали эти музеи. В их работах представлены и краткое описание музея, и свои собственные впечатления.
- Эрмитаж-сердце Санкт-Петербурга.
- Новый проект-Гранд Макет Россия.
- Музей Арктики и Антарктики.
- Музей воды.
- Музей «Лесное: из прошлого в будущее».
- Музей истории религии.
- Музей политической истории.
- Музей-архив Д.И. Менделеева.
- Летний сад: до и после реставрации.
Рефлексия: гостям конференции предлагается написать на отдельных листочках те музеи, которые они недавно посетили, а по окончании мероприятия указать, какой из представленных музеев они хотели бы посетить. Предполагается цикл таких конференций, где будет прослеживаться тенденция приобщения учащихся к культурному наследию города.