Цифровая школа сегодня

Фазлахметова Елена Дмитриевна

Фазлахметова Елена Дмитриевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №9»

Находкинский городской округ

 

Цифровая школа сегодня.

     Использование цифровых технологий считается основным требованием во многих профессиональных областях. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью. Меняется и современный педагог: он должен думать о технических и социальных новациях, учить ребенка жить в меняющемся мире. Учителю приходится быть наставником для своих учеников. Для этого требуется создание эффективной системы цифровых инструментов: образовательные платформы, приложения, электронные формы учебников, онлайн-сервисы. Все это необходимо для обеспечения высокого качества образования.

     Современные кабинеты в школе очень отличаются от того, какими они были в 90-х. Оборудованные проекторами и интерактивными досками они создают среду для создания каждым учащимся личной школы при помощи цифровых технологий, которые позволяют выйти на новые актуальные задачи. Не только ученики, но и учителя используют в своей практике личные планшеты, электронные формы учебников, образовательные приложения и сервисы. Это помогает индивидуализировать образовательный процесс; развивать учебную самостоятельность и ответственность детей; обеспечивать наглядность, качественную визуализацию; предоставлять школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.

     Наиболее популярные платформы и электронные формы учебников: LECTA, Учи.ru, Дневник.ру, Инфоурок. Их сильные стороны: содержат готовые мультимедийные и интерактивные ресурсы, тренажеры имеют автоматическую проверку, образовательные ресурсы соответствуют программе по предмету и УМК, и они прошли экспертизу.

     Есть конечно и слабые стороны: недостаточное количество мультимедийных тренажеров, нельзя дополнять собственными материалами (или ссылками); нет возможности видоизменять задания, учитель не получает информацию о выполнении заданий тренажера школьниками, представлены не все предметы и классы.

     Многие школы уже перешли на систему «Сетевой город. Образование», где родитель, и учитель могут контролировать успеваемость ребенка. Ученик в то же время сам может следить за наполняемостью своих оценок. Это так называемый электронный журнал и дневник. Особенно удобно тем, кто пропустил по болезни или другой причине много занятий. Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование. Для каждого урока уже прописаны виды деятельности, цели, задачи, к каждому уроку даны методические комментарии. Есть и пространство для творчества: уроки можно менять местами, дополнять контент, добавлять свои картинки, видео и другие материалы. 
Единственным недостатком такой системы является несвоевременное заполнение учителями журнала. Это связано с несколькими причинами: большая загруженность либо неумение пользоваться компьютерными технологиями. Однако, в настоящее время педагогу просто необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

     Что касается онлайн преподавания, его часто связывают с уроками по скайпу. Скайп, конечно, хороший инструмент для видео звонков, и с помощью демонстрации экрана и звуков, можно провести онлайн уроки. Но этого недостаточно, ведь скайп был разработан не с целью использования для обучения. Для проведения эффективных онлайн уроков понадобится Virtual classroom, learning management systems (LMS), инструменты для синхронизации действий учителя и ученика, системы видеосвязи, панели для рисования, конструкторы и базы материалов.

     Сегодня для модернизации знаний преподаватели проходят всевозможные курсы, участвуют в конференциях, семинарах. Они могут общаться с коллегами со всего мира, из других институтов и школ. Они давно вышли из офф-лайн пространства собраний и с удовольствием участвуют в вебинарах, видео конференциях, онлайн чатах. Многие научились работать с мультимедийной доской, проектором, принтером, сканером, компьютером, запускать и редактировать презентации, тексты, аудио- и видеоматериалы, находить учебные файлы в интернете и загружать их на компьютер, составлять тесты для школьников на сайтах, отправлять детям ссылки или распечатывать задания для работы дома и в классе, задавать совместную работу в Google-документах онлайн. Популярными технологиями остаются такие, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент. Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д. Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.

     В любом случае, технологии помогут модернизировать российскую систему образования. С их помощью преподаватели могут эффективнее преподносить материал, поэтому возможности обучения значительно расширяются.