Школьные оценки... Зачем они?
Фазлахметова Елена Дмитриевна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 9» г. Находка,
Приморского края
ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ… ЗАЧЕМ ОНИ?
(из опыта работы)
Ключевые слова: дети, школа, оценка, образование, педагогика.
Уже много лет система оценивания знаний учеников не меняется. Наши прародители, родители и мы в свое время получали те же оценки что и наши дети теперь. Что ни говори, во все времена это - одна из самых актуальных тем в сфере образования. Пока не известно является ли эта система совершенной. Непонятно как учиться ребенку: ради оценок или знаний? Но что точно известно, так это то, что эта система очень сильно влияет на развитие личности ребенка.
Будучи учителем-предметником, считала все понятным. Но когда собственное дитя пошло в школу и приходится выполнять две функции: родителя и учителя, то разговор об оценках возникает и с коллегами, и с друзьями, и с родителями. Не совсем ясно, как оценка или отметка может являться педагогическим средством. Исходя из собственного опыта и опыта коллег, оценка - пагубное оружие, которое убивает интерес, развращает личность, приводит к ссорам и спорам.
Приведем несколько доказательств. У каждого ученика есть непреодолимое желание получить хорошую оценку, что становится в дальнейшем очень сильной мотивацией. Поэтому родители с самого раннего детства начинают дрессировку. И все начинается с самого элементарного. Например, покушаешь или уберешь игрушки, тогда пойдешь гулять. А если ребенок не хочет сейчас кушать или убираться, он может сделать это потом. Просто нет выбора.
Теперь перейдем к школе. Школьные оценки или отметки держат любого ребенка если не в страхе, то в постоянном напряжении: от двоечника до отличника, и наоборот. И это напряжение, по большей части, создаем мы, родители и учителя. Пожалуй, для некоторых родителей школьная оценка – это практичный способ управления ребенком. Принес хорошую оценку – получай награду (в большинстве случаев родители отстегивают деньги), плохую оценку – не поедешь в детский лагерь, не получишь карманных денег, не куплю то, что просишь, да еще и навешают подзатыльников или ремня.
В основном, в школе используются только три оценки – «тройка», «четверка», «пятерка». «Двойку» ставят в качестве наказания. «Кол» в настоящее время почти не используют. Основываясь на взглядах много лет проработавших учителей, можно смело сказать, что трех баллов совершенно недостаточно для объективного оценивания. Остается небольшая дифференциация между «4» и «5». И тут дело за преподавателем – предметником, у которого свои требования и критерии выставления оценок. Одни оценивают качество, другие быстроту выполнения, третьи учитывают физиологические и психические возможности ребенка (дифференцированный подход). Не секрет, что в каждом классе есть слабоуспевающие и сильные учащиеся. И опять возникает дилемма. Как оценивать, чтоб никого не обидеть. Например, в диктанте из 10 слов слабый ученик пишет 3 слова правильно. Для него это очень большой сдвиг вперед. Естественно преподаватель придаст бодрости ученику и поставит тройку. А если взять сильного ученика, допустившего незначительную ошибку, то преподаватель (а мне известны многие) поставит четверку, а не пятерку. Детям трудно это объяснить. Зачастую приходится говорить поощрительные слова: чтоб лучше старался, ты можешь лучше, будь внимательней в следующий раз и т.д. Возьмем банальный пример: что общего и чем отличаются птица и самолет. Ученики без ошибок отвечают на вопрос. Но возникает другой вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает? Может, стоит совсем отменить оценивание?
Сейчас большинство школ переходят на тестовую проверку знаний и умений учащихся, где идет подсчет баллов. Более того, некоторые УМК, по которым мы работаем сегодня, уже используют балловую систему. Может, имеет смысл перейти на эту систему. Скажем, она не будет строго заявлять: «вам два за урок», а, например, «у вас 20 баллов из 50, неплохо». Сначала было 20 баллов, потом – 30 и т.д. Тогда ребенок будет видеть и чувствовать свой рост. Новые технологии уже предлагают использовать «дерево достижений» ученика. И не важно, что сегодня у него так мало баллов, главное, чтоб была перспектива личностного роста, так как оценка не показывает насколько продвинулся ученик в изучении, не оценивает его как личность. Возможно, и такая система не идеальна, но трех оценок явно маловато.
К сожалению, мы, учителя, оцениваем личность человека. Да и нас, учителей, тоже оценивают по оценкам, полученным нашими учащимися на контрольных, олимпиадах, экзаменах. Всегда на первом месте были лучшие ученики и учителя. И не важно, как это достигнуто. Может быть, обучение было стрессовым, через унижение. Лишь бы высокие баллы и высокий процент успеваемости и качества знаний. К несчастью, сегодня в школе главным сделали оценки и проценты. На мой взгляд, пора задуматься о более эффективной системе оценивания. Уже несколько лет в детских садах и школе практикуют ведение портфолио учащихся, куда ученик может складывать свои личные достижения. И эта система работает. Но старшеклассники мало задумываются об этом.
Обидно слышать, когда ученики говорят, что школьные знания не пригодятся в жизни. А на вопрос: «Зачем тогда учиться?» или «Зачем вы ходите в школу?» У всех один и тот же ответ: «Просто так» или «Пообщаться». Оценки никому не нужны, кроме родителей и учителей. В лучшем случае, первые показывают, что их ребенок умнее, а вторые, что это их заслуги. И что же тогда остается для детей?
В настоящее время во многих школах действует так называемый электронный журнал, в котором вычисляется средний балл. То есть ученик реально видит, сколько он наработал или не доработал на твердую оценку. Эти баллы выставляются лично для самого ученика, для того, чтобы он отчетливо представлял результаты своего ученого труда. По-моему, все очень справедливо. Нет необходимости объяснять учащемуся, что у него натянутая или нетвердая оценка. Но опять же все исходит из оценок.
Некоторые взрослые воспринимают отметки как что-то нечто важное и внушают это полное волнения отношение своим детям. Дети, в свою очередь, чувствуют, что от их оценок зависит все: одобрение взрослых, их будущая карьера, жизненный успех и т.д. Но есть и другая сторона монеты: появляется чувство тревоги, опасений лишиться расположения сверстников, родителей. В результате у ребенка формируется единственная цель - получение хороших оценок. Отсюда возникают другие проблемы: уходит много времени на подготовку к урокам, а, следовательно, приводит к перегрузкам, лишает общения со сверстниками, отсутствует время для развлечений и занятий спортом или искусством.
Основываясь на взглядах учителей, можно сказать, что высказывание «без оценок ученики не учатся» ложное. Если бы каждый учитель продумывал ход урока и делал его интересным, ярким и насыщенным, были бы задействованы все ученики без исключения, и не возникла бы необходимость в оценках. Но это уже совсем другая проблема. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, способность к творчеству.
Нужны ли школьные оценки? Наверное, нужны, но другие! Скоро школьник станет думать, что профессиональные знания не имеют реальной ценности в нашей жизни, и будет добиваться желаемого результата другими более легкими способами. Поэтому имеет смысл ввести зачетную систему. Иначе говоря, уже сейчас оценками мало кого заинтересуешь. Многие даже не беспокоятся, что получили «2», и более того не хотят исправлять ее. По их словам, это же просто оценка, она ничего им не дает. Мало кто из современных родителей задумывается об этом. Их интересует, что ребенок здоров, сыт, обут, одет, находится в школе под присмотром, и все. Ну получил он «2», и что? Это не конец света. Вопрос в другом, что он сделал или не сделал, что получил такую оценку. В любом случае, детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей. Необходимо объяснить, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Цените своих детей независимо от их учебных успехов. Но и не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.
Так или иначе, нужно дать понять, что не оценка определяет твои будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.