О наставничестве
Наставничество… Читаем в словаре: форма профессиональной подготовки молодых специалистов опытными наставниками; обучение практическим навыкам новичков прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником.
В последнее время наставничество как форма взаимодействия с молодыми сотрудниками активно развивается в организациях. Да это и понятно. Взаимодействие опытного и молодого сотрудников должно привести:
- к повышению качества подготовки сотрудников;
- ускорению адаптации новичков;
- развитие у новых сотрудников корпоративного духа;
- снижению текучести кадров;
- доведению профессионализма вновь поступивших в организацию специалистов до требуемого квалификационного уровня.
Достаточно ли у меня опыта, авторитета для того, чтобы быть наставником? Вспоминается фильм «Афоня». Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. «Наши слесари научат вас практически тому, что вы изучали теоретически», — говорит она. Это и есть наставничество. Но не оказаться бы Афоней…
Безусловно, важны и высокая квалификация наставника, и опыт, но еще более важным, мне кажется, «быть на одной волне» с молодым специалистом, не поучать и наставлять, а поддерживать начинания и сопровождать в трудной ситуации молодого учителя, полного сил, энергии, идей, знаний.
Общение наставника и молодого специалиста должно быть доброжелательным, уважительным. Но и этого мало. Порой официально назначенный наставник ну никак не может наладить диалог с новеньким. Важна внутренняя совместимость, общие убеждения, общий взгляд на профессию.
Если молодой специалист открыт для принятия совета и обсуждения проблем, готов попробовать то, что увидел у других в своей практике, применить на уроке методы и приемы, которые подсказали ей старшие коллеги, если есть понимание того, что учитель сам в первую очередь ученик, то все получится. А если учитель не будет учиться, то ему нечего будет вскоре дать своим ученикам.
- Мне нравится (1)
Комментарии
В свою очередь, молодой
В свою очередь, молодой специалист может подсказать какие-то новые решения, неординарные способы, потому что у него глаз еще не "замылен". Так что это взаимный процесс обучения
да, новый взгяд,неординарные
да, новый взгяд,неординарные решения всегда приветствуются!