Метапредметная неделя в школе

Григорян-Андреева Елена Витальевна

Метапредметная неделя в школе

     

Новые ФГОС предъявляют к современному учителю новые требования. Он должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. С 2018 года в нашей школе проходит Неделя метапредметных уроков, которые стали очень популярны среди учащихся и учителей. На этих уроках царит реальная атмосфера творчества, поиска, вдохновения. В 2018 году мы запустили этот проект , но ребятам очень понравились уроки и недели таких метапредметных мероприятий стали для нас ежегодными. Занятия проходят как в стенах школы, так и за ее пределами: в музеях, парках, на стадионах. Приведу только несколько примеров названий метапредметных мероприятий в нашей школе: «Ожившие картины» ( урок английского языка и МХК в 10-х классах, который проходил в стенах Нижегородского художественного музея), « Синтез звука» (урок музыки и физики в 8-х классах), « Литературно-исторический олимп»( урок литературы, истории и физической культуры в 6-х классах).Целью этих уроков является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося. На таких уроках происходит подготовка учащихся к реальной жизни, формируются способности решать личностно-значимые проблемы, у ученика формируется понимание того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б.Паскаль).

 

 

Комментарии

Андреева Ирина Мечеславовна

Спасибо за статью. «Метапредметность» - это модное слово в современной педагогике. Метапредметные уроки вызывают огромный интерес у ребят, потому что на этих уроках они учатся приемам, техникам, схемам, которые могут использовать не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. Именно на таких уроках развиваются ключевые компетенции. Надеюсь, что проведение Недели метапредметных уроков станет хорошей традицией в школе.

Баранцева Ольга Вячеславовна

В моей практике такой опыт тоже имеется. Согласна полностью, что проведение метапредметных недель очень интересно и занимательно для детей. Усвоение школьниками учебного материала на таких занятиях осуществляется через решение ими той или иной проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и более образовательных дисциплин. В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. Метапредметный подход также используется при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу с материалами по литературе, истории, географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя английского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации. Желаю Вам и вашим ученикам побольше таких увлекательных занятий!

Баранцева Ольга Вячеславовна

В моей практике такой опыт тоже имеется. Согласна полностью, что проведение метапредметных недель очень интересно и занимательно для детей. Усвоение школьниками учебного материала на таких занятиях осуществляется через решение ими той или иной проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и более образовательных дисциплин. В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. Метапредметный подход также используется при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу с материалами по литературе, истории, географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя английского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации. Желаю Вам и вашим ученикам побольше таких увлекательных занятий!