Формирование ЗОЖ воспитанников с ОВЗ
Формирование ЗОЖ воспитанников с ОВЗ
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Увеличилось количество детей с нарушением физического развития, хронических заболеваний, эпидемические заболевания. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов. Здоровье в жизни подростка является условием для развития и роста, и прежде всего, касается детей с ОВЗ. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья, в своих семьях, они не только не получали навыков культуры поведения, но и даже элементарных понятий о ЗОЖ.
Зачастую ребята попадают детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к вредным привычкам. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Поэтому забота об укреплении здоровья детей с ОВЗ, их воспитании, представляется одной из главных педагогических задач детского дома.
В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное и здоровое питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение психологического климата, соблюдение правил личной гигиены. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов детского дома является работа по формированию навыков ЗОЖ у воспитанников с ОВЗ, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.
Формирование культуры здорового образа жизни у детей с ОВЗ в условиях нашего детского дома является комплексной работой всего педагогического коллектива. Прежде всего, решается проблема мотивации воспитанников к ведению ЗОЖ за счёт активного включения физических занятий в режим дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, спортивный час, прогулка, подвижные игры, занятия воспитанников в спортивных секциях, спортивные внутри дома соревнования по таким видам спорта, как футбол, настольный теннис, пионербол, баскетбол. Традиционно проводятся эстафеты, весёлые старты, осенние, весенние кроссы, соревнования по зимним видам спорта.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.
Большинство подростков посещают спортивные секции. Благодаря этому у детей с ОВЗ вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков с ОВЗ проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с их возрастом.
Важная роль отводится формированию духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни. Интересными и значимыми для подростков являются такие формы и методы работы, как тренинги общения, круглый стол, КТД, экскурсии, занятия-путешествия, занятия-практикумы, интеллектуальные, ролевые и деловые игры. На данных занятиях воспитанники проявляют инициативу, вступают в диалог, дискуссию.
Подростки представляют собой группу повышенного риска вредных привычек, и поэтому работа по данной теме ведётся регулярно. На мини-лекциях с показом презентаций дети наглядно могут увидеть, что делают эти «пагубные привычки» с человеком, чем грозит употребление сигарет, алкоголя, наркотиков в данном возрасте. В качестве гостя на такие занятия приглашается медработник, которая рассказывает подросткам о смертельных заболеваниях, связанных с употреблением никотина, алкоголя, психотропных веществ.
В целях формирования навыков здорового и безопасного образа жизни проводятся месячники по ЗОЖ. На воспитательских занятиях воспитанники вспоминают правила дорожного движения, антитеррористической безопасности; алгоритм действий при возникновении пожара, активно принимают участие в викторинах, блицтурнирах, конкурсах плакатов на данную тему.
С целью получения и закрепления знаний с детьми организуются целевые прогулки, экскурсии по улицам города, в пожарную часть, проезд на общественном автотранспорте. В ходе таких занятий-практикумов воспитанники самостоятельно выбирают наиболее безопасный маршрут, учатся культуре поведения в общественных местах, закрепляют правила пожарной безопасности.
Особое внимание по формированию культуры ЗОЖ у подростков уделяется развитию практических умений и навыков соблюдения правил личной гигиены. Основная задача педагога - выработать и закрепить у детей гигиенические навыки и привычки. С подростками проводятся такие занятия: круглый стол «Кожа – зеркало здоровья», конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ», «Слагаемые здоровья», «Гигиена подростков», и др. большая роль отводится практическим занятиям.
В детском доме воспитатели заботятся не только о физическом здоровье детей, но и о психологическом. Проводятся мероприятия нравственно-эстетической и патриотической направленности, включая тематические экскурсии в музеи, мемориал, памятники, концерты. Ребята принимают участие в городских и российских олимпиадах, конкурсах рисунка, поделок. Данные мероприятия способствуют укреплению психологического здоровья, повышают самооценку ребенка.
Рекомендации:
Ребенок должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в школе и обеда необходимо потратить 1,5 и 2 часа на отдых. Отдых после учебы вовсе не означает, что надо лечь в кровати и лежать. Надо дать отдых глазам, так как во время учебы они устают, после нахождения в помещении часть времени отдыха хорошо проводить на свежем воздухе. После отдыха наступает второй период, когда можно выполнять домашнее задание. Все дела лучше завершить до 18.00, так как после этого времени организму тяжелее будет сосредоточить
«Вредные привычки». Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье их будущих
детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.
Как установили специалисты, через 5 – 9 минут после выкуривания одной только сигареты сила мышц снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала.
Кроме того, курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находиться рядом сними. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – в детстве и юности, а также в старческом возрасте.
«Режим питания». Следующей составляющей здорового образа жизни является правильный режим питания, который обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Тщательное пережевывание, измельчение пищи помогает нашему организму лучше ее усвоить и принести больше пользы.
«Двигательная активность». Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Занятия физическими упражнениями и спортом помогают укрепить здоровье, формируют хорошую фигуру и являются профилактикой различных заболеваний.
Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу. Нормы общей двигательной активности точно не определены, однако японские ученые считают, что подросток должен в день делать минимум 10-15 тысяч шагов. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Регулярные занятия спортом в полной мере развивают все эти качества.
« Закаливание». Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество-выносливость. В сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, это обеспечивает растущему организму надежный щит против многих болезней.
Есть много способов закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Еще одним действенным закаливающим средством может быть контрастный душ, то есть обливание попеременно, то горячей, то холодной водой. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.
Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
Таким образом, в нашем детском доме ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.