Эссе на тему: «Я – директор»
Материалы на участие в областном конкурсе «Лучший директор школы -2020»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_2019.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Я – директор»
Автор: Смирнова Татьяна Александровна, директор Муниципального общеобразовательного учреждения Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова
«Добрый день, я – директор школы». Как часто я произношу это выражение, не задумываясь над глубоким смыслом его содержания. Подбирая слова – синонимы к слову «директор», я нашла более сотни понятий, начиная от слова «голова» и заканчивая словом «поводырь». Таким образом, директор – это многофункциональный и многогранный человек, имеющий интересные творческие грани, сочетающиеся с обыкновенными гранями, простыми и невзрачными.
О многогранности своего профессионализма, о диапазоне знаний своего дела, на мой взгляд, яркихдел и не очень, я буду сегодня размышлять. И здесь будет все: и отчаянная самокритика и восторженные аплодисменты, в сопровождении мох постулатов.
Вот такой мощный вызов я сделала себе более семи лет назад. Отдам должное тому, что предложение «стать директором» очень легко «столкнулось» с готовностью им быть! Не могу ни сказать об огромной роли в формировании меня как личности моих родителей: мама – педагог, руководитель нашей школы с 15 летним стажем, папа имеет 30 летний стаж руководителя строительных работ. Именно они научили меня любить людей, и честно трудиться. Будучи еще педагогом-психологом, я всегда искала возможность учиться! Десятилетний опыт обучения в сетевом маркетинге, «вытолкнул» меня на роль руководителя летних оздоровительных лагерей, руководителя районного волонтерского центра, руководителя родной школы. Имея такой опыт я начала «создавать новую современную школу». Мой постулат: все в моих руках!
Что значит для меня новая современная школа?
Новая современная школа – это уютные, комфортные помещения, с технологической и материальной базой, где проводятся исследования, реализуются проекты в симбиозе творческих, креативных педагогов- наставников, учащихся, с поддержкой родителей (законных представителей). Мой постулат:в какую школьную жизнь войдут дети, в такой жизни они и будут жить!
Но семь лет назад было с точностью наоборот! За 35 лет существования здания школы не было капитального ремонта, в разрушенном состоянии находились туалеты, стекла и оконные рамы «плясали» под действием малейшего ветра, кровля протекала с 3-го до первого этажа, в спортивном зале дети бегали с препятствиями, перепрыгивая лужи. Атмосфера в коллективе царила жуткая, недовольство условиями работы было на лицо. Я еще требовала повышения качества знаний, достойных баллов на экзамене, победителей и призеров в олимпиадах, повышения уровня квалификации педагогов. Ситуация усложнялась еще тем, что «молодая, амбициозная девушка, пытающаяся «перевернуть» школу», выпускница данной школы, встала во главе своих же учителей. Правдой оказалось и то, что не все моим учителя поддерживали меня в начинании. Но, несмотря ни на что, я начала действовать!
Я начала себе задавать вопросы:
Какую школу я хочу видеть в будущем?
Каковы перспективы развития школы в селе и в общей системе образования?
Какова общественно значимая роль нашей образовательной организации?
Какую стратегию, модель использовать для достижений поставленных целей?
Как мотивировать, симулировать педагогов?
Вопросов было очень много. Но цель одна – вывести нашу образовательную организацию на конкурентоспособный уровень, иметь высокие результаты обучения, пользоваться повышенным спросом со стороны потребителей, удовлетворять потребности заказчиков и имеет постоянную потребность в развитии.
Для того, чтобы мотивировать людей, я должна быть уверенной, для того, чтобы делать, я должна знать, для того, чтобы передавать, я должна уметь. И я вновь стала учиться и учиться. В 2013году в Саратове обучалась курсах «Подготовка управленческих кадров» при президенте РФ. В 2014г. Прошла профессиональную переподготовку и получила диплом «Менеджмент в образовании». С 2015г. – 2019г. являюсь членом ассоциации руководителей образовательных организаций, с посещением ежегодных форумах в г.Москва. В 2019г. в Самаре обучалась по программе «Формирование компетенций руководящих работников системы образования региона». Получила диплом контрактного управляющего, на практике получила основы юриспруденции и строительства.
«Коллектив – это поезд. Первым идет паровоз (административная команда). Он пыхтит, дымит, показывает направление, задает тон, ритм, скорость. Паровоз тянет за собой множество вагончиков (педагогов), некоторые из которых крепко держатся за паровоз, друг за друга, а некоторые вагончики позади всех качаются, болтаются, и в какой-то момент совсем отрываются. Встречая преграды, препятствия, поезд, то набирает скорость, то притормаживает, но главное идет ».
«А в каком направлении мы поведем наш поезд сегодня, предлагаю обсудить», - с таких слов начинаю по понедельникам совещания со своей административной командой. С командой единомышленников. А умение работать в команде - одна из самых важных компетенций в обществе.Процитирую слова заместителя Министра просвещения РФМарины Раковой: «Важно воспитать поколение людей, которые умеют и хотят работать в команде». Мы можем воспитать командный дух у детей, имя его сами.
В развитии и становлении команды, наш педагогический коллектив прошел успешно четыре этапа. От формирования и планирования совместной работы, пройдя конфликты и противостояния педагогов, плавно переходящие в понимания своего места в общем деле, привели к реализации важнейших задач.В нашей школе укоренилась практика: распределение и систематическое перераспределение ролей, делегирование полномочий, наделение ответственности между членами команды, согласование решений, используя семинары-практикумы, тренинги.Глубокий и совместный анализ, систематично проводимого анкетирования всех участников (педагогов, учащихся, родителей (законных представителей)) на удовлетворенность образовательным процессом, и жизнью в школе, определяет дальнейшее направление работы.Четкое планирование, правильная организация, отлаженная система мотивации и контроль дали свои результаты.
Так, после капитального ремонта здания, с успехом был реализован проект «Создание и организация развивающего пространства в сельской школе», разработанный и исполненный творческой группой педагогов, учащихся и родителей (законных представителей) с учетом пожеланий учителей и учащихся. Школа приобрела современный эстетический вид, учителя - светлые, комфортные и уютные кабинеты, с индивидуальными компьютерами и необходимым техническим оборудованием, учащиеся - зону самоуправления, зону отдыха и самореализации, зону релаксации, зону игры в шахматы. А тематические этажи: город мастеров, профориентации, литературная гостиная, природа и растительность национального парка «Сенилеевские горы», завершили создание целостной образовательной среды в школе. С уверенностью констатирую факт положительного влияния создания целостной образовательной среды на повышения качества знаний, на качество подготовки и сдачу ГИА, на увеличение количества призовых мест в олимпиадах, на привлечение организаций для сетевого взаимодействия.. На все, что поднимает рейтинг школы. Это общий успех команды в «голове» с руководителем. Мой постулат-надо делать то, что объединяет!
Этот опыт показал, что директор школы может создавать позитивный имидж школы, должен быть психологом – мотиватором для своих коллег, поддерживающим для коллег-пенсионеров, поводырем для молодых специалистов. Как важно руководителю хвалить коллег за малейшие достижения, кивать одобрительно головой педагогу во время посещения уроков, смотреть в глаза, когда учитель ловит взгляд, участвуя в профессиональных конкурсах. Постулат – каждый педагог должен слышать свою фамилию и чувствовать важность! Как полезно делать систематичный обход школы, общаясь в свободной, непринужденной обстановке с учителями, изучая их потребности, идеи.Мой очередной постулат – не контролировать, а идти рядом!
Анализируя деятельность своей школы, могу с уверенностью сказать, что в школе сложилась достаточно хорошая работа с одаренными детьми, и это направление является одним из актуальных задач на ближайшее время работы школы. Мой постулат: все дети талантливы, а если его талант не раскрыт, значит не встретился на его пути человек, который это сделает.
Такой же прием движения идеи «снизу-вверх» формируем у учащихся. Не очень быстро, но уверенно с учащимися шли к реализации проекта «Мы –это наша школы», где разработчиками и исполнителями стали ребята, взаимодействуя с педагогами-наставниками. Ввели в практику эффективный метод общения директора школы с учащихся, выявления потребностей и идей «Пресс-конференция с директором школы». Мой постулат: относится к детям как к взрослым!
В школе создана система взаимодействия педагогов и родителей. Очень важно привлечь родителей на сотрудничество и взаимопонимания! Есть некоторая преграда, которая не позволяет «во все силы» поднять каждого ребенка на достаточный конкурентоспособный уровень. Причиной, на мой взгляд, является отсутствие амбиций у родителей к развитию своего дитя. Для решения данной задачи проводим систематические психологические тренинги, лектории для родителей, совместные просмотры роликов, частые беседы, рассказываем о положительных результатах совместной работы педагогов, учащегося и родителей, приводящих к продвижению ребенка в том или ином направлении.
Перенимать опыт необходимо не только от людей, но и от целых образовательных организаций. Посещая образовательные организации в г.Москва, привезла и реализовала идею двойных звонков. Первый звонок предупредительный, через одну минуту- второй, символизирует начало урока. Результат: отсутствие опозданий. Следующую идею, уведенную в столичных школах: создание музейных уголков в холлах здания, мы начали воплощать. Мой постулат: посещать и изучать опыт других образовательных организаций.
Москва, 6-7 ноября 2019 года, I Всероссийский Форум руководителей Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»: «Национальный проект «Образование»: сообщество, команда, результат». Выступление руководителей Министра Просвещения О.Ю.Васильевой, заместителя министра просвещения М.Н.Раковой произвели на меня огромное впечатление, определили векторы и направления в работе:
- Измениться самим.
- Стать ученику настоящим соратником.
- Развивать командность, креативное мышление, коммуникации.
Дети должны научиться задавать вопросы и разрешать сомнения, а не принимать все как само собой разумеющееся. Важно научить их не доверять, не задумываясь, всему, что они читают, видят или слышат из СМИ, от друзей, членов семьи и других источников информации.
Проблема критичного мышления существует и у наших педагогов. Основываясь на самомнении сельских педагогах, могу уверенно сказать, что они «знают больше всех, умеют больше всех». И эта позиция «мешает» нашим учителям развиваться. Как не хочется им попасть в ситуацию, когда они не знают ответ! Или когда ученики знают больше нас в какой то теме!
А как важно педагогам уметь сказать «Я пока не знаю ответ на данный вопрос, давайте вместе найдем ответ». И как важно перебороть свои устоявшиеся принципы и научиться учиться у наших детей, у нашей молодежи.
Не только наши дети должны быть «почемучками», но и взрослые, педагоги. Тревожность возникает у меня, когда педагогам на совещаниях «все понятно»! Поэтому на встречах с коллегами использую множество вопросов: Какой вариант, по-вашему, будет наилучшим? Как еще можем провести данное мероприятии?
Использование метода мозгового штурма, дебатов, дискуссий являются очень хорошим способами рассуждать, услышать мнение каждого члены команды и совместно прийти к общему решению Это помогает педагогам, родителям и учащимся сформировать свое собственное мнение и уважать мнение окружающих.Постулат: Не бывает глупых вопросов, есть незаданные вопросы.
Необходимо помогать педагогу в открытии самих себя, давать возможность проявлять свои таланты, свое творчество и мастерство в роли консультанта, проектировщика, исследователя. Работать с интеренет- ресурсами. Постулат: Если вас нет в интернете, значит вы не существуете! В помощь педагогам я создала свой блог, веду странички в социальных сетях, продвигая материал по теме «Как создать бренд педагога».
Постулат: Школа – мой второй дом! Я уверена, что пока я здесь (в отъезде) все процессы в школе проходят и без меня, но я вместе со всеми хочу закручивать механизм под названием – счастливая школьная жизнь!