Изучение физики через привлечение внеурочных форм, таких как домашний эксперимент и исследовательская деятельность.
Статья учителя физики и математики МАОУ "Школа №55" из г.Н.Новгорода Кузнецова Олега Юрьевича на тему использования таких внеурочных форм, как домашний эксперимент и исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_domash_eksperiment_v_izuch_fiziki.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физики
МАОУ «Школа №55», г.Н.Новгород
Кузнецов Олег Юрьевич
Изучение физики через привлечение внеурочных форм, таких как домашний эксперимент и исследовательская деятельность.
В современном быстро меняющемся мире трудно переоценить такой учебный предмет как физика, являющийся наукой о наиболее общих законах природы в качестве источника знаний школьников об окружающей их действительности.
В процессе обучения физике для решения задач формирования основ научного мировоззрения и развития интеллекта обучающихся следует уделять большее внимание не простой передаче знаний,- гораздо важней научить их получать эти знания самостоятельно, проявляя интерес в познании сложных физических процессов, с тем, чтобы потом они могли применить эти знания в своей повседневной жизни.
Деятельностный подход как раз на этом и основывается: он осуществляется через деятельность учащихся и направлен на становление компетентной, всесторонне развитой личности.
Что происходит в настоящее время в общеобразовательной школе? Несмотря на обширнейший запрос общества на знания в различных областях физики, на деле происходит сокращение учебных часов в школе на ее изучение. Один, два часа в неделю на изучение этого важного предмета – катастрофически мало. Поэтому на преодоление подобных проблем и приходит широкое применение деятельностного подхода на уроках физики. А именно.
Спасением является применение проведения экспериментальных работ в домашних условиях, а также вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Работая в классе во время учебного процесса дети имеют возможность выдвигать гипотезы, давать им научные обоснования и затем проверять на опытах. Где? Дома. Хотя тут не всё так просто. В частности, важным моментом является соблюдение техники безопасности при проведении экспериментов. В первую очередь, следует сказать, что эти домашние опыты не должны быть сложными, имеется в виду, что это опыты простые, с применением простого оборудования, без использования высокого напряжения и больших токов, источников пламени, огня и т.д.
Что в результате мы имеем от этого? У детей накапливается опыт индивидуальной деятельности и ответственности. Анализ своей деятельности дисциплинирует школьников, заставляет их придумывать новые эксперименты, повышает интерес к школьному предмету.
И, конечно, восполняются временные пробелы при изучении физики, а также компенсируется малое количество уроков в школе.
Что же касается работы школьников в коллективе, то здесь на передний план выходит внеурочная деятельность обучающихся в различных кружках, на дополнительных занятиях в той же школе.
Все это невозможно реализовать без достаточного материально-технического оснащения школьного кабинета физики. Технические средства обучения (ТВ, видео, компьютеры, проекторы) не во всех школах имеются в достаточном количестве, не говоря уже о виртуальных лабораториях. Значит, нужно, в том числе, вызывать интерес у ребят в создании своими руками каких-то измерительных приборов, устройств. Привлекать, может быть, и родителей учеников к этой работе.
Для педагога крайне важен интерес детей к предмету, важно не только то, с каким настроением они присутствуют на уроках, еще важнее, с чем они уходят с уроков. Постоянно владеть ситуацией и заряжать сознание школьников незатухающим интересом, сложно, особенно это касается учителей с небольшим стажем работы , только начинающих свою педагогическую деятельность.
Несомненно, учителя должны критически относиться к качеству своей работы и поэтому к любому уроку необходимо готовиться.
Тема урока требует детальной разработки. Урок должен быть таким, чтобы был понятен смысл изучаемого материала, чтобы он сохранился в памяти надолго, отсюда так важно закрепить эти знания примерами из повседневной жизни.
С этой целью эффективно будет использовать домашние эксперименты. Особенностью этих экспериментов является простота, доступность, возможность обойтись без специального сложного оборудования.
Важность проделанной работы, выводы, укрепляют уверенность в пользе изучения предмета, применения знаний на практике.
Пример первый. Явление диффузии и изучение зависимости скорости диффузии от температуры. Небольшой эксперимент по растворению сахара в горячей и холодной воде в домашних условиях позволяет хорошо изучить это явление.
Пример второй. Изучение явлений нагревания, плавления. Дома вполне доступно проведение опытов по нагреванию воды, смешиванию теплой и холодной воды.
Процесс плавления любого кристаллического вещества и обратный процесс отвердевания происходят при постоянной температуре, называемой температурой плавления(кристаллизации). По этому материалу можно проделать опыт, выясняющий, что происходит с замерзшей водой.
Большой интерес у детей вызывает поиск ответов на многие вопросы, например, о том, каким образом образуется радуга, туманы и другие оптические явления.
Если школьники смогут найти ответы на поставленные в опытах вопросы, то они могут также легко воспользоваться ими и на практике, в повседневной жизни.
Важное значение также имеют дополнительные занятия с решением не только теоретических задач, но и экспериментальных, полученные в ходе этих занятий навыки могут быть крайне полезны детям, расширяют их кругозор, восполняют недополученные знания во время обычных уроков, а самое главное, развивают школьников в творческом плане.
Список литературы.
1. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения- Методический лекторий, Москва, 2009.
2. Обучение деятельности на уроках физики., ж. «Физика в школе» №7. 2003.
3. Домашний эксперимент по физике, пособие для учителяГ. Контунович –М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.- 207с.( Библиотека учителя физики).
4. Л..А.Иванова. Акивизация познватательной деятельности учащихся при изучении физики. М.:Просвещение, 1983.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы, проект, 2-изд. – М.: Просвещение, 2011.-46 с. – (Стандарты второго поколения).