Почему не стоит хвалить учеников? Спросим у Виктории Кос.
Причина 1. Я не оцениваю учеников
Любой комплимент и похвала — это знак того, что тебя оценивали. Именно тебя как личность оценили и поставили положительную отметку. Если есть положительные отметки, значит, могут быть и отрицательные. Даже если подросток так не думает, то определённо это чувствует.
Вместо этого я оцениваю работу ученика или сложность задачи, которую он решил. Например, говорю что-то вроде: «Это была трудная задача», «О, красивое решение!», «Видно твоё старание», «В этот раз ты сделал это действие правильно». Но никогда: «Ты умный, сообразительный, способный к математике» и так далее.
Причина 2. Я формирую установку на рост вместо установки на данность
«Ты умный, сообразительный, способный к математике» — эти слова навешивают ярлык. Они подразумевают, что тебе что-то дано от рождения и ты к этому никак не причастен и не можешь изменить. Вроде бы не так плохо, да? Ведь дано же, а не наоборот! Однако эта же фраза оборачивается против вас, если вдруг оказывается, что какая-то тема не пошла и ты часто ошибаешься. Потому что раз не идёт — значит, способностей не хватает! А на них повлиять нельзя.
Из-за этого ученики с установкой на данность не любят сложные задачи и трудные вызовы. Потому что «а вдруг я не решу и всё узнают, что на самом деле я глупый?».
С другой стороны, в словах «это была трудная задача», «красивое решение», «видно старание» нет навешивания ярлыка. Эти слова не про личность. Если ученик не решит следующую задачу, у него не возникнет мысли «Всё, теперь я не умный». Скорее всего, он будет пробовать решать ещё более трудные задачи, чтоб услышать «Эта задача даже сложнее той. Ты явно растёшь в математике». Идея, что «всё можно развить, прилагая усилия», называется установкой на рост. Люди с ней более настойчивы, не боятся вызовов и поражений, лояльны к критике и готовы учиться бодро, живо и активно.
Установки на данность и на рост — доказанная научная концепция. У неё море подтверждающих экспериментов. При желании можете ознакомиться с ними в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».
Причина 3. Я хочу, чтоб они учились для удовольствия, а не ради похвалы
На эту тему есть исследование. Американским детям дали попробовать кефир. За выпитый стакан одних похвалили, другим дали конфетку, а третьим не показали никакой реакции. Угадайте, дети из какой группы через неделю оценивали кефир более положительно и готовы были пить его ещё? Из третьей. У них не сложилось в голове конструкции «Я выпил кефир ради награды или похвалы, значит, он невкусный». Они скорее думали: «Я выпил кефир и ничего за это не получил. Зачем же я его пил? Видимо, потому, что он был вкусный!» В психологии это называется эффект сверхоправданности и эффект недостаточной оправданности.
Что я использую вместо похвалы?
1. Я подчеркиваю либо сложности задачи, либо правильную деятельность ученика.
2. Уже на первом занятии я говорю: «Ошибаться можно и нужно: это признак развития». Со временем ученики перестают бояться совершать неправильные действия и начинают решать задачи самостоятельно, а не по аналогии с моими решениями.
3. Я принимаю знания ученика такими, какие они есть. «Неважно, сколько ты знаешь сейчас, главное — стараться узнать больше» — одна из тех фраз, которые я часто повторяю на уроках. Её прелесть в том, что она подходит и для слабых, и для сильных ребят. Опять же понимание, что можно стать лучше и развиваться с любого уровня, что ничего не упущено и не потеряно безвозвратно, расслабляет учеников и даёт им шанс раскрыться.
4. Я даю задачи по их силам. Они будут не слишком сложные и не слишком простые. От ученика потребуются усилия, чтобы их решить, но он их решить может. Когда он это сделает, у него начнёт формироваться ощущение успеха: «Я могу решать математику, если приложу усилия».
Ссылка на материалы автора: https://mel.fm/blog/viktoriya-kos/6572-3-prichiny-...
Комментарии
Очередной новомодный бред.
Очередной новомодный бред. Подобным образом можно общаться лишь со взрослыми людьми, и вообще, доброе слово и кошке приятно.