Проектная деятельность в образовательном процессе
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1] выделено в качестве основной задачи современной школы. ФГОС актуализирует необходимость формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах, как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Учитель физической культуры традиционно привык ориентироваться, в основном, на пассивную деятельность обучающегося, тогда как информационное общество запрашивает человека обучаемого, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, умеющего четко ставить цели и задачи, планировать, работать в команде, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, принимать мнения других.
Наиболее эффективной для решения этих задач считаю проектную технологию. Проектную деятельность организую на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Учебные и внеурочные проекты позволяют детям, помимо освоения предметных знаний, умений и навыков решать социально значимые для них проблемы. Современный урок с использованием проектного метода меняет и позицию учителя, который становится фасилитатором, консультируя и способствуя комфортной атмосфере на уроке.
Использование проектной технологии на уроке начинаю с начальной школы. Например, при изучении темы «Ты – чемпион» первоклассники вместе с родителями заполняют семейный журнал «Я и мой папа (мама) - чемпионы!» Особенно актуальным становится данное исследование в настоящее время, когда вновь вводятся нормы ГТО. Таким образом, ребенок и родители имеют возможность следить за динамикой своего физического развития, это становится осознанной ценностью семьи. Вырабатывается системное осознанное отношение к состоянию своего здоровья и образу жизни.
При изучении темы «Подвижные игры» (2 класс) учащиеся разрабатывают и реализуют проект «Во что играли наши бабушки», представляя и проводя с одноклассниками одну из игр своих любимых бабушек и дедушек. К сожалению, в последние годы дети не играют в русские народные игры, не знают, в какие игры играли их родители. В процессе реализации проекта они знакомятся с правилами забытых игр, выясняя как, в какие игры играли родители, бабушки и дедушки раньше, отбирая среди них самые интересные и безопасные. Представляют свой проект ребята на уроках здоровья, организуя и проводя одну игру с одноклассниками. Одноклассники оценивают, по заранее определенным, критериям. В ходе работы над исследовательским проектом создаются условия для проявления лидерских качеств, приобретения опыта взаимодействия с взрослыми на деловом уровне, организаторских способностей.
При изучении темы «Виды спорта. Физические качества» (2, 3 классы) учащиеся начальной школы увлеченно работают над исследовательским проектом «Спортивное генеалогическое древо моей семьи». В процессе работы над проектом школьники узнают, когда, насколько успешно и какими видами спорта занимались их родственники. В третьем классе учащиеся продолжают работать с информацией, полученной в ходе собственного исследования во втором классе. Они не просто описывают вид спорта, которым занимались их родственники, но и выявляют физические качества, развиваемые данным видом спорта, определяют, с какого возраста можно заниматься этим видом. Помимо приобретения предметных знаний учащиеся получают информацию о своих родственниках, изучая генеалогию своего рода. На защите проектов ребята с гордостью рассказывают о спортивных достижениях своих родных.
При изучении темы «Игры народов мира» (4 класс), учащиеся реализуют проект «Безопасные перемены».
В процессе реализации проекта они проводят анкетирование, выявляя самые безопасные игры, наиболее понравившиеся первоклассникам. Продукт реализации проекта каждая проектная группа представляет на теоретическом уроке. Лучшие работы становятся участниками и победителями гимназических, городских, краевых конкурсов. В данном проекте каждый ученик может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
В основной школе учащиеся уже владеют умением выявлять проблемы, разрабатывать, реализовывать проекты; освоенные проектные умения способны направить на реализацию собственных проблем. С появлением в этом возрасте лишнего веса, курения, лени актуальными становятся такие темы, как «Джинсы - спортивная форма или спортивный стиль одежды?», «Сколиоз – это поправимо!», «Компьютерная зависимость. Как избавиться?», «Зачем стройным девушкам заниматься аэробикой?» и другие.
В старшей школе проекты направлены на решение проблем спортивно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной направленности. Такие проекты помогают регулировать физические и физиологические характеристики: частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление, сон, аппетит, настроение, дозировку упражнений, самочувствие («Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма», «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями», «Адреналин – польза или…?» и т.д.).
Уроки физкультуры превращаются в радость от двигательных действий, у детей появляется желание не только развивать физические способности, но и получить новые знания, самому исследовать, добиться результатов. Получив навыки проектной деятельности в учебном процессе, учащиеся желают проявить себя, попробовать свои организаторские способности в разных видах полезной деятельности.
Такой опыт наши ребята приобретают через социальное проектирование во внеурочной деятельности. В последние годы было разработано и реализовано более 25 социальных проектов и событий. Цель таких проектов - создание метапредметной среды для учащихся (привлечение к участию и организации спортивных праздников и соревнований), мотивация к ведению здорового образа жизни, к изучению предмета, развития у учащихся компетенций успешного лидерства и личностных результатов («Сочи 2014», «Шорт-трек в спортзале?», «Фестиваль спортивных игр», «Зов джунглей», «Осенний сбор «Пространство выбора - 33» и другие.). Остановлюсь лишь на некоторых проектах:
Проект «Зов джунглей» для первоклашек был реализован учащимися 5а класса в рамках краткосрочных курсов. Получив необходимые знания по разработке социального проекта на теоретических занятиях, ребята написали сценарий, подобрали и изготовили необходимый инвентарь, подобрали соответствующую музыку для каждой эстафеты, оформили зал. Спортивный праздник прошел на высоком эмоциональном уровне, получил высокую оценку родителей и детей. Ценностью данного проекта стала совместная деятельность учащихся, сплоченность, умение работать в команде, умение слышать других, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, системное использование проектной технологии в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре дает возможность
организовать современный образовательный процесс, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, стимулировать познавательную активность самих учащихся, обеспечивать не только успешное освоение предметного содержания, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Учебные и социальные проекты позволяют: взаимодействовать учащимся с взрослыми в сотрудничестве, приобретать социальный опыт; учат решать жизненные проблемы; способствуют созданию ситуации успеха.
В дополнительных материалах дан перечень проектов по внеурочной деятельности с результатом проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_sotsialnost.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально образовательных инициативах
№ | Название проекта (учебный год) | Результат реализации проекта | Подтверждающий документ |
Фестиваль социально-значимых проектов "Добровольцы -беспокойные сердца!" Проект "Подарим детям радость!" в рамках сетевого проекта школ Университетского округа НИУ ВШЭ, 2018-2019, руководитель проектной команды. | Проект реализуется. В рамках проекта проектная команда прошла обучение социальному проектированию на мастер-классах у лучших спикеров Перми. В результате реализации проекта участники проектной команды пройдут профессиональные пробы в детском саду, познакомятся с профессиями организатора, спортивного инструктора, воспитателя детского сада. | ||
Краевой проект "Пермский край-территория Добра", 2018-2019, куратор проекта | Проект способствует формированию у молодых людей гражданского сознания, навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем, популяризацию добровольчества в молодежной среде. | ||
Городская экологическая акция"Чистая среда", 2018 | Лесной массив микрорайона Юбилейный очищен от мусора командой 8в класса на 70 кг. | ||
Пермский благотворительный сезон. IX Краевой фестиваль благотворительности, 2017-2018 | Реализован проект"Друзья наши меньшие". Проведены классные часы, мастер-классы про птиц для младших школьников по изготовлению кормушек. Очищен участок берега малой реки "Егошиха". | ||
Пермский международный марафон- 2017, 2018, руководитель волонтёрской команды. | Школьники прошли учебу спортивного Волонтера. Получили опыт и навыки спортивных волонтеров | ||
Краевой сетевой проект интернет-игры "Читаем парк" для обучающихся 2-8 классов в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и реализации сетевых образовательных проектов, 2017-2018, организатор. | Проект способствует интеллектуальному и гражданскому развитию школьников Пермского края, повышение уровня информационной компетентности обучающихся, использование формы детско-взрослого сотрудничества | ||
Проект "Спортивный Калейдоскоп" в рамках благотворительного мероприятия гимназии "День семьи" , 2017-2018, куратор проекта. | Проектной группой организованы в течение дня более 15 мини-турниров с определением победителей. Проектная группа приобрела навыки составления бизнес плана и его реализации от постановки цели до конечного результата. | ||
Школьники приобрели опыт работы с детьми, организации мастер-классов, навыки волонтёрской деятельности. | |||
Проект " Широкая Масленица" для детей детского сада, 2017-2018, куратор проекта | Проект способствует приобретению детьми опыта социального признания, навыков проектной деятельности. Предложенный проект представляет собой организацию спортивного праздника для дошкольников. | ||
"День борьбы со стрессом", 2016, 2017, организатор | В результате реализации проекта гимназисты получили знания о преодолении стрессовых ситуаций, научились техникам и методикам снятия напряжения, на практике проверили влияние двигательной активности на настроение и организм. | ||
Городской проект "Ледниковый период", посвященный году экологии в рамках Федерального проекта "Крепкая семья", организатор | Организован и реализован городской проект "Ледниковый период" для школ города и Гимназии. В проекте приняли участие более 500 школьников | ||
В результате реализации проекта команда научилась составлять бизнес-план в, познакомилась с понятием смета, проекта, благотворитель, благополучатель, партнёры. Данный проект способствовал развитию организаторских, коммуникативных, предпринимательских навыков. Ребята организовали на территории Гимназии квест по теме "Кино"с элементами спортивного ориентирования. | |||
Творческие сборы школьного самоуправления "Моя бесценная Вселенная", 2016-2017, руководитель команды, организатор | В результате участия в проекте команда волонтеров-управленцев в игровой форме получила знания деятельности самоуправления в школе, бесценный опыт общения, взаимодействия в команде, выступления перед публикой. | ||
Сетевой проект. Интеллектуальная интернет-игра "С чего начинается Родина" в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и и реализации сетевых проектов, организатор, 2016-2017 | Спосбствует интеллектуальному, гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников и подростков образовательных организаций Пермского края. | ||
Экологическая акция "Съедобная кормушка", 2016-2017 | Учащиеся приняли участие в мастер-классе по созданию творческих с,едобных кормушек для птиц, создали и развесили во дворе школы, в парке более 40 кормушек. | ||
Проект "Помогая другим мы помогаем себе", проект направленный на взаимодействие и помощь детям с ОВЗ, 20016-2017 | В результате проекта волонтеры вместе с родителями поздравили 13семей с детьми с ОВЗ, которые не выходят из дома, с Новым годом. Ребята приобрели опыт общения с такой категорией детей, опыт организаторов, создали своими руками подарки-игрушки. И самое главное, смогли ощутить радость детей, которых они поздравляли. К окончанию учебного года провели праздничное представление в школе и помогли с подарками для выпускников, привлекли спонсоров-родителей. | ||
Краевой проект по сбору макулатуры "Подари жизнь дереву", 2016-2017 | Учащимися 6в класса собрано более 800кг макулатуры. | ||
Городская экологическая акция "ЭкоЕлка в подарок", 2016-2017 | В результате участия в в данной акции учащиеся 6 в класса посетили 2 мастер-класса по созданию креативных экологических ёлок, организованные родителями, получили опыт творческой работы с использованием различных материалов. ЭкоЕлки были подарены в библиотеку на улице. Чернышевского, в детскую поликлинику Пичугина, в офтальмологическое отделение краевой поликлиники и учителям гимназии на Новый год. Всего было создано более 30 ёлок. | ||
Реализация проекта "Новое поколение за ЗОЖ", 2015-2016 | В рамках проекта 20 учащихся 7-9 классов приобрели навыки волонтерской деятельности, социальный опыт, более 650 школьников приняли участие в акции, 2 | ||
Исследовательский проект " Спорт и мы", участник , 2015-2016 | На сайте сетевого сообщества "ГлобалЛаб" совместно с участниками сообщества реализован, размещен исследовательский проект "Спорт и мы" | ||
Межшкольный проект "Зоопарк в Черняевском лесу", 2015-2016 | В результате участия в проекте приобрели опыт работы над решением общей проблемы совместно с командами других школ. Закрепили знания создания проектов. | ||
Социально-значимых общегимназический стартап-проект "День семьи" , 2016-2017 | В результате участия в проекте учащиеся прошли обучение по созданию проектов, способах их реализации. Научились воплощать в жизнь и успешно реализовывать свои бизнес идеи. Приобрели опыт рекламирования своего проекта и привлечения покупателей. Создали видеоролик-рекламу своего бизнеса. | ||
Городская акция "Уроки -в подарок", 2015-2016 | В результате этой акции был представлен опыт инновационной работы на уроках ФК для учителей города, родителей | ||
Фестиваль детских проектов "VIP- выдумываем, изобретаем, проектируем", 2015-2016 | В результате реализации проекта школьники познакомились с правилами ЗОЖ, организовали флеш-моб "Мы за ЗОЖ", провели классные часы для первых классов. Получили навыки проектной деятельности, выступления перед аудиторией. | ||
Краевая интернет-игра "Умники" в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и реализации сетевых образовательных проектов, организатор, 2015-2019 | Способствует Интеллектуальному, гражданскому, краеведческому воспитаниею школьников Пермского края | ||
Сетевой образовательный проект в рамках деятельности НИУ ВШЭ Фестиваль-конкурс творческих работ "Говорит и показывает компьютер", 2015-2019, участие | В сетевом проекте приняли участие и получили навыки создания фильмов, презентаций, социальных роликов 10 учащихся. 3 победителя. | ||
Краевой благотворительный проект "Все дети хотят дружить"Всероссийской программы Тетрадка Дружбы | В проекте приняли участие более 70 учащихся гимназии. Из них в финал вышли 5 учащихся , рисунки которых были напечатаны на обложках благотворительных Тетрадок Дружбы. | ||
Городской проект "Лига школьных спортивных клубов" 2015-2019 | Создан ШСК "Сириус". Клуб имеет свой флаг, эмблему, девиз, форму. В состав входят все учащиеся гимназии и активные родители, принимающие участие в спортивной и оздоровительной жизни Гимназии. Руководитель-Мутагарова Л.Р., на 2018 год -президент клуба Сорокина Ирина, ученица 10 класса | ||
Эстафета Олимпийского огня в Пермском крае в рамках проведения XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи, волонтёр, руководитель волонтёрской группы школьников | В результате участия в Эстафете Олимпийского огня 10 гимназистов прошли школу спортивного Волонтера, получили первый опыт работы на крупных соревнованиях. | ||
Творческие и социально-значимых инициативы школьников в рамках программы Тетрадка Дружбы. Проекты "День библиотекаря"," Помощь приютам животных", "Организация праздником для детей с ОВЗ"и др. , 2013-2018 | Участие в проекте способствует социализации школьников, воспитанию толерантности, развитию душевных качеств, сопереживанию. Проявление лидерских и организаторских качеств. | ||