Здоровьесберегающая деятельность лицея по сохранению и укреплению здоровья учителя и ученика в аспекте ФГОС

Здоровьесберегающая деятельность лицея

по сохранению и укреплению здоровья учителя и ученика в аспекте ФГОС

Коваленко Н.Н.,

руководитель МО учителей ФК и ОБЖ

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека (Н.Л. Семашко).

Надо ли доказывать, что проблема здоровья актуальна. Достаточно привести один лишь факт из «Проекта стратегии развития молодежи»: 75% людей имеют отклонения в состоянии здоровья, к 2025 году численность молодых людей уменьшится с 39 до 25 млн.

27 марта на заседании совета по развитию физической культуры и спорта В.В. Путин поручил правительству создать новую стратегию по развитию физической культуры и спорта. Говоря о массовом спорте, Путин отдельно остановился на развитии детского спорта, в том числе формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, и поручил включить в программы национального проекта (в том числе в проект «Образование») вопросы по развитию ФК и С.

За все годы существования нашей школы особое внимание всегда уделялось вопросам здоровья обучающихся и педагогов. Было реализовано несколько программ здоровьесберегающей направленности.

В настоящее время разрабатывается новая программа «В школу за здоровьем». Инновационность ее в том, что она  составляется  в соответствии с ФГОС  и направлена на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Программа направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса. Не последнее место в программе занимает вопрос организации питания.

Основные вопросы здоровьесбережения:

  • Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры
  • Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности  
  • Просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом
  • Физкультурно-спортивная деятельность
  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов
  • Реализация дополнительных образовательных курсов
  • Работа с родителями (законными представителями)

Просветительскую, методическую работу с педагогическим коллективом и физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися осуществляют педагоги МО естествознания и здоровья.

Слайд 4

Ими проводятся методические дни, педагогические советы, консультации, спортивно-оздоровительные мероприятия, научно-методические и практические семинары (опыт работы был представлен на Всероссийской научно-практической конференции в выступлении «Практико-ориентированный семинар, как форма повышения компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения»).

Ни одна программа классно-обобщающего контроля не обходится без вопроса о здоровье обучающихся в динамике, традиционно этот вопрос всегда слушается первым.

Комплексный подход – самый важный принцип здоровьесберегающей деятельности в лицее. Основные направления реализуются через все формы деятельности:

  • уроки
  • динамические паузы
  • внеурочная деятельность
  • спортивные секции
  • элективные курсы
  • курсы по выбору
  • система профилактических мероприятий (ароматерапия коридоров и рекреаций)
  • мероприятия (традиционные дни и недели здоровья, мероприятия в рамках дней здоровья параллельно урочной деятельности, акции, соревнования и т.д.)
  • туристический клуб
  • исследовательская и проектная деятельность,
  • реализацию проектов «Экогармония», «Зимний сад»
  • группа здоровья учителей
  • профилактика профессионального выгорания
  • рубрики на сайте лицея «Будь здоров!», «Кабинет психолога», «Новости спортклуба»

Очень важно соблюдение принципа здоровьесбережения на уроках.

Оценка здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) учителя осуществляется у нас по направлениям:

  • Соблюдение СанПиН (рейды по классам).
  • Адаптация обучающихся (Состояние здоровья обучающихся при поступлении в лицей; далее в динамике: при переходе из первой ступени образования во вторую, адаптация во второй ступени, при выборе девятиклассниками профиля, и состояние здоровья выпускников).
  • Оценка показателей здоровьесбережения при проведении урока.
  • Оценка психологического климата на уроке (психолог).
  • Оценка удовлетворенности участников ОП ЗСД лицея.

Опыт работы учителей начальных классов – пример сохранения и укрепления здоровья на уроках. Они применяют разнообразные формы: в классе установлены конторки и учащиеся сами умеют снимать напряжение через смену позы; задания даются в сочетании с двигательной активностью (достань, принеси, установи и т.д.); используются массажные коврики, перьевые ручки и т.д.

На всех уроках учителя проводят физминутки. Причем у каждого учителя есть своя «изюминка». На математике – это «полет мухи», на изо – надуваем воздушный шар и т.д.

Программы внеурочной деятельности, реализуемые через учебный план, составляют целую систему, реализующую деятельностный подход.

Программы внеурочной деятельности, которые реализуются у нас:

  • «Если хочешь быть здоров» (1-11 классы) - программа внеурочной деятельности, как система мероприятий. Цель – воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценное отношение к своей жизни и здоровью.
  • Любители мяча (1-11 класс)
  • Корригирующая гимнастика (1-11 класс)
  • Хореография (1-4 классы)
  • Туристы-проводники (6-11 класс)
  • Экология (1-4 класс)
  • Экология и здоровье (5-9 класс)
  • Растениеводство (1-11 класс)
  • Основы учебного проектирования» (5-11 класс)

Кроме того, это программы курсов по выбору и программы элективных курсов:

  • Экология (5-9 класс)
  • Экологический практикум  (10-11 класс)

Многие наши программы опубликованы в методических пособиях КРИПКиПРО.

Результат внеурочной деятельности – это спортивные праздники, флеш-мобы, показательные выступления, соревнования, проекты и исследования учащихся. В соответствии со ФГОС в лицее ежегодно проводится защита учебных проектов. Многие лицеисты выбирают темы для защиты по экологии и здоровьесбережению.

Ярким примером проектно-исследовательской деятельности является учебно-сетевой проект «Гринч в стране Оранжевого мяча». Авторы проекта – учителя физической культуры В.Ю. Горчакова и С.В. Гусев. Проект прошел апробацию и одобрение. После получения экспертного заключения был запущен в сети.

Учебно-сетевой проект занимает важное место во внеурочной деятельности в школе.

В рамках создания экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры реализуется проект Экогармония.

Одними из самых любимых мероприятий у лицеистов является туристический поход.

Руководство туристическим походом осуществляет Т.В. Верташова, руководитель туристического клуба. Как настоящие туристы, берем с собой рюкзаки со всем необходимым. Переход в один конец занимает не менее 2-х часов. Затем ученики разбивают лагерь. Собирают хворост для костра. Готовят горячий обед.

В программе - конкурс на лучший походный стол, соревнования, игры, экологические исследования, песни у костра под гитару. Обязательно в туристическом походе принимают участие родители.

Участие родителей в формировании культуры здоровья имеет немаловажное значение. Наиболее интересной формой является проведение  мастер-класса от родителей.

Четыре года подряд на один день школа предоставляет родителям право проводить для лицеистов занятия. За это время родители учили ребят строевой ходьбе, спортивной стрельбе из лука, стрельбе из винтовки, пожаротушению, приемам борьбы и бокса, азам робототехники, ориентированию по карте и на местности, правилам оказания первой доврачебной помощи. Лицеистов угощали солдатским меню, медом с собственной пасеки, папы учили готовить завтрак для любимых.

Мастер-класс-2019 запланирован под названием «Будь здоров!»

Идеи мастер-класса на слайде. Уже идет работа по их воплощению.

20 апреля приглашаем всех желающих посетить наше интересное мероприятие.

Наши педагоги имеют очень высокие профессиональные успехи. Не секрет, что достижения даются нелегко, всегда затрачивается очень много времени, сил, а главное - здоровья.

С целью профессиональной подготовки по вопросам сохранения и укрепления здоровья для педагогического коллектива проводится как  просветительская, так и учебно-методическая работа: педагогические советы, лектории, мастер-классы и тренинги, разработаны буклеты для педагогов «Средства повышения двигательной активности на уроке», «Физминутки», брошюры «Учитель должен быть здоров», «Будьте здоровы» и др.

Нам повезло - между лицеем и «Управлением по физической культуре и спорту города Белово» заключен договор о том, что на безвозмездной основе для реализации воспитательных и образовательных программ по физическому развитию и оздоровлению нам предоставляют условия: бассейн, большой спортивный зал, душевые, стадион СОК «Бачатский». В настоящее время идет строительство Ледового дворца. Услугами которого мы вскоре будем пользоваться (как на уроках, так и во внеурочное время).  

Поэтому в системе занятий для учителей:

  • тренажерный зал,
  • бассейн,
  • фитнес-занятия, которые ведет В.Ю. Горчакова.

Ежегодно мы разрабатываем и проводим мероприятия по сохранению и укреплению здоровья педагогов, такие как день оздоровления педагога.

Кроме того, это лыжные прогулки, многие учителя занимаются оздоровительным бегом, скандинавской ходьбой.

На педагогических советах у учителей формируется мотивация к работе в творческих группах.

На сайт лицея регулярно помещается информация рекомендательно-пофилактического характера, а также о проводимых мероприятиях и достижениях.

Не секрет, что воспалительные заболевания голосовых связок – это проблема всех учителей. В медицинском кабинете есть ингалятор и бактерицидная лампа для носоглотки.

О.В. Нещеретнева, учитель информатики, обучает основам здорового питания и теоретически и на практике, ее статьи опубликованы в журнале ЗОЖ. (Сегодня мы привезли от нее привет в виде печенья и чая из плодов шиповника).

Как результат педагоги стали более активны и инициативны в вопросах сохранения и укрепления здоровья своего и обучающихся.

Как видите, формирование культуры здоровья обучающихся и учителей осуществляется через систему мероприятий, и работают на конечный результат – сохранение и укрепление здоровья учителя и ученика.И мы рады, что количество здоровых детей увеличилось на 2, 7%.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_2019.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность лицея

по сохранению и укреплению здоровья учителя и ученика в аспекте ФГОС

Коваленко Н.Н.,

руководитель МО учителей ФК и ОБЖ

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека (Н.Л. Семашко).

Надо ли доказывать, что проблема здоровья актуальна. Достаточно привести один лишь факт из «Проекта стратегии развития молодежи»: 75% людей имеют отклонения в состоянии здоровья, к 2025 году численность молодых людей уменьшится с 39 до 25 млн.

27 марта на заседании совета по развитию физической культуры и спорта В.В. Путин поручил правительству создать новую стратегию по развитию физической культуры и спорта. Говоря о массовом спорте, Путин отдельно остановился на развитии детского спорта, в том числе формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, и поручил включить в программы национального проекта (в том числе в проект «Образование») вопросы по развитию ФК и С.

За все годы существования нашей школы особое внимание всегда уделялось вопросам здоровья обучающихся и педагогов. Было реализовано несколько программ здоровьесберегающей направленности.

В настоящее время разрабатывается новая программа «В школу за здоровьем». Инновационность ее в том, что она  составляется  в соответствии с ФГОС  и направлена на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Программа направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса. Не последнее место в программе занимает вопрос организации питания.

Основные вопросы здоровьесбережения:

  • Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры
  • Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности  
  • Просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом
  • Физкультурно-спортивная деятельность
  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов
  • Реализация дополнительных образовательных курсов
  • Работа с родителями (законными представителями)

Просветительскую, методическую работу с педагогическим коллективом и физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися осуществляют педагоги МО естествознания и здоровья.

Слайд 4

Ими проводятся методические дни, педагогические советы, консультации, спортивно-оздоровительные мероприятия, научно-методические и практические семинары (опыт работы был представлен на Всероссийской научно-практической конференции в выступлении «Практико-ориентированный семинар, как форма повышения компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения»).

Ни одна программа классно-обобщающего контроля не обходится без вопроса о здоровье обучающихся в динамике, традиционно этот вопрос всегда слушается первым.

Комплексный подход – самый важный принцип здоровьесберегающей деятельности в лицее. Основные направления реализуются через все формы деятельности:

  • уроки
  • динамические паузы
  • внеурочная деятельность
  • спортивные секции
  • элективные курсы
  • курсы по выбору
  • система профилактических мероприятий (ароматерапия коридоров и рекреаций)
  • мероприятия (традиционные дни и недели здоровья, мероприятия в рамках дней здоровья параллельно урочной деятельности, акции, соревнования и т.д.)
  • туристический клуб
  • исследовательская и проектная деятельность,
  • реализацию проектов «Экогармония», «Зимний сад»
  • группа здоровья учителей
  • профилактика профессионального выгорания
  • рубрики на сайте лицея «Будь здоров!», «Кабинет психолога», «Новости спортклуба»

Очень важно соблюдение принципа здоровьесбережения на уроках.

Оценка здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) учителя осуществляется у нас по направлениям:

  • Соблюдение СанПиН (рейды по классам).
  • Адаптация обучающихся (Состояние здоровья обучающихся при поступлении в лицей; далее в динамике: при переходе из первой ступени образования во вторую, адаптация во второй ступени, при выборе девятиклассниками профиля, и состояние здоровья выпускников).
  • Оценка показателей здоровьесбережения при проведении урока.
  • Оценка психологического климата на уроке (психолог).
  • Оценка удовлетворенности участников ОП ЗСД лицея.

Опыт работы учителей начальных классов – пример сохранения и укрепления здоровья на уроках. Они применяют разнообразные формы: в классе установлены конторки и учащиеся сами умеют снимать напряжение через смену позы; задания даются в сочетании с двигательной активностью (достань, принеси, установи и т.д.); используются массажные коврики, перьевые ручки и т.д.

На всех уроках учителя проводят физминутки. Причем у каждого учителя есть своя «изюминка». На математике – это «полет мухи», на изо – надуваем воздушный шар и т.д.

Программы внеурочной деятельности, реализуемые через учебный план, составляют целую систему, реализующую деятельностный подход.

Программы внеурочной деятельности, которые реализуются у нас:

  • «Если хочешь быть здоров» (1-11 классы) - программа внеурочной деятельности, как система мероприятий. Цель – воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценное отношение к своей жизни и здоровью.
  • Любители мяча (1-11 класс)
  • Корригирующая гимнастика (1-11 класс)
  • Хореография (1-4 классы)
  • Туристы-проводники (6-11 класс)
  • Экология (1-4 класс)
  • Экология и здоровье (5-9 класс)
  • Растениеводство (1-11 класс)
  • Основы учебного проектирования» (5-11 класс)

Кроме того, это программы курсов по выбору и программы элективных курсов:

  • Экология (5-9 класс)
  • Экологический практикум  (10-11 класс)

Многие наши программы опубликованы в методических пособиях КРИПКиПРО.

Результат внеурочной деятельности – это спортивные праздники, флеш-мобы, показательные выступления, соревнования, проекты и исследования учащихся. В соответствии со ФГОС в лицее ежегодно проводится защита учебных проектов. Многие лицеисты выбирают темы для защиты по экологии и здоровьесбережению.

Ярким примером проектно-исследовательской деятельности является учебно-сетевой проект «Гринч в стране Оранжевого мяча». Авторы проекта – учителя физической культуры В.Ю. Горчакова и С.В. Гусев. Проект прошел апробацию и одобрение. После получения экспертного заключения был запущен в сети.

Учебно-сетевой проект занимает важное место во внеурочной деятельности в школе.

В рамках создания экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры реализуется проект Экогармония.

Одними из самых любимых мероприятий у лицеистов является туристический поход.

Руководство туристическим походом осуществляет Т.В. Верташова, руководитель туристического клуба. Как настоящие туристы, берем с собой рюкзаки со всем необходимым. Переход в один конец занимает не менее 2-х часов. Затем ученики разбивают лагерь. Собирают хворост для костра. Готовят горячий обед.

В программе - конкурс на лучший походный стол, соревнования, игры, экологические исследования, песни у костра под гитару. Обязательно в туристическом походе принимают участие родители.

Участие родителей в формировании культуры здоровья имеет немаловажное значение. Наиболее интересной формой является проведение  мастер-класса от родителей.

Четыре года подряд на один день школа предоставляет родителям право проводить для лицеистов занятия. За это время родители учили ребят строевой ходьбе, спортивной стрельбе из лука, стрельбе из винтовки, пожаротушению, приемам борьбы и бокса, азам робототехники, ориентированию по карте и на местности, правилам оказания первой доврачебной помощи. Лицеистов угощали солдатским меню, медом с собственной пасеки, папы учили готовить завтрак для любимых.

Мастер-класс-2019 запланирован под названием «Будь здоров!»

Идеи мастер-класса на слайде. Уже идет работа по их воплощению.

20 апреля приглашаем всех желающих посетить наше интересное мероприятие.

Наши педагоги имеют очень высокие профессиональные успехи. Не секрет, что достижения даются нелегко, всегда затрачивается очень много времени, сил, а главное - здоровья.

С целью профессиональной подготовки по вопросам сохранения и укрепления здоровья для педагогического коллектива проводится как  просветительская, так и учебно-методическая работа: педагогические советы, лектории, мастер-классы и тренинги, разработаны буклеты для педагогов «Средства повышения двигательной активности на уроке», «Физминутки», брошюры «Учитель должен быть здоров», «Будьте здоровы» и др.

Нам повезло - между лицеем и «Управлением по физической культуре и спорту города Белово» заключен договор о том, что на безвозмездной основе для реализации воспитательных и образовательных программ по физическому развитию и оздоровлению нам предоставляют условия: бассейн, большой спортивный зал, душевые, стадион СОК «Бачатский». В настоящее время идет строительство Ледового дворца. Услугами которого мы вскоре будем пользоваться (как на уроках, так и во внеурочное время).  

Поэтому в системе занятий для учителей:

  • тренажерный зал,
  • бассейн,
  • фитнес-занятия, которые ведет В.Ю. Горчакова.

Ежегодно мы разрабатываем и проводим мероприятия по сохранению и укреплению здоровья педагогов, такие как день оздоровления педагога.

Кроме того, это лыжные прогулки, многие учителя занимаются оздоровительным бегом, скандинавской ходьбой.

На педагогических советах у учителей формируется мотивация к работе в творческих группах.

На сайт лицея регулярно помещается информация рекомендательно-пофилактического характера, а также о проводимых мероприятиях и достижениях.

Не секрет, что воспалительные заболевания голосовых связок – это проблема всех учителей. В медицинском кабинете есть ингалятор и бактерицидная лампа для носоглотки.

О.В. Нещеретнева, учитель информатики, обучает основам здорового питания и теоретически и на практике, ее статьи опубликованы в журнале ЗОЖ. (Сегодня мы привезли от нее привет в виде печенья и чая из плодов шиповника).

Как результат педагоги стали более активны и инициативны в вопросах сохранения и укрепления здоровья своего и обучающихся.

Как видите, формирование культуры здоровья обучающихся и учителей осуществляется через систему мероприятий, и работают на конечный результат – сохранение и укрепление здоровья учителя и ученика.И мы рады, что количество здоровых детей увеличилось на 2, 7%.