Цифровая школа: «плюсы» и «минусы»
Цифровизация школы ─ это процесс перехода на электронную систему. Давайте разберемся, хорошо это или плохо.
Планируется, что вся отчётность в школах будет только в электронном виде. Значит, в идеале у каждого учителя должен быть свой компьютер или ноутбук. Не нужно будет заполнять два журнала (электронный и бумажный). Бумажных документов будет очень мало. Казалось бы, это хорошо.
Все образовательные организации на 100% обеспечат Интернетом. Это тоже положительный момент, но встает вопрос о качестве Интернета, о стабильном доступе в сеть. Не секрет, что с Интернетом бывают проблемы. При сбое учителя начнут нервничать, а электронные журналы всё равно придётся дублировать собственными записями.
У некоторых учителей работа с электронным журналом вызывает трудности. Когда я получила ноутбук и стала в конце урока выставлять оценки, то дети предложили свою помощь, сказав, что они помогали предыдущему учителю и с электронным журналом, и с компьютером. Конечно, хорошо, когда ученики контактируют с учителем, но плохо, что не все преподаватели могут быстро работать с электронным журналом. Использовать минимальный набор программ вынужден будет каждый педагог, несмотря, например, на возраст.
В российских школах должны появиться уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Значит, во всех школах необходимо новое оснащение. Речь идет, помимо компьютеров, о проекторах. Все знают, что это недешево. Конечно, такие уроки более интересные, запоминающиеся. Но когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится, то это опять-таки стресс для учителя.
Интерактивные доски есть только в отдельных кабинетах.
Дистанционное обучение для детей с ВОЗ ─ хорошая альтернатива хождению по домам, но здесь нет визуального контроля. Существует, например, скайп. Но опять-таки связь должна быть очень качественной.
Что же делать, если учитель всё-таки не очень «дружит» с компьютером и другими электронными устройствами? Надо учиться. Но когда и как? Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий многим некогда.
Бесплатные обучающие видео можно найти на «YouTube», есть в формате подсказок, инструкций или просто видеороликов.
Есть очные курсы по ИКТ. Не все такие курсы достаточно качественные и не всегда дают именно ту информацию, которая требуется конкретному учителю. И к сожалению, даже если такие курсы и были окончены, то часть информации, которая не была в ближайшее время востребована, забывается, особенно у возрастных учителей.
Нынешнее поколение не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, постоянного выхода в онлайн и общения в Интернете. С этим уже ничего не поделаешь. Это уже наше настоящее.
Смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Об этом все говорят. Если ученики во время урока заняты своим смартфоном, то это проблема только этого конкретного педагога, ведь он не смог сделать учебный процесс интересным, чтобы ученики не отвлекались.
Когда у ученика есть смартфон, в котором есть всё, то велик соблазн просто скачать и списать нужную информацию с сайта. Действительно, если на столе лежит калькулятор, то умножать «в столбик» мало кто захочет.
Летом 2019 г. в прессе появилась информация о том, что рекомендуется ограничить использование телефонов в школе. Казалось бы, это хорошо. Дети заняты учебой, а не общением или играми, однако ─ в итоге ─ все оставили на усмотрение школ (надо где-то хранить дорогостоящие устройства, кто-то за это должен отвечать).
«Первые годы рекомендательного запрета мобильных телефонов в образовательном процессе могут вызвать непонимание со стороны учеников, родителей и учителей, это надо преодолеть», ─ заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Ранее Минпросвещения рекомендовало региональным властям рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах. Рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта и по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором. «При необходимости и возможности школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса. Рекомендовано до предела сократить использование мобильных устройств в образовательном процессе, за исключением тех детей, где это необходимо», ─ сказала Ольга Васильева в эфире программы «Вести» телеканала «Россия-1».
«Частое пользование гаджетами негативно сказывается на здоровье детей и их успеваемости. Даже многие взрослые не знают меры, чего уж говорить о детях. Поэтому это ограничение закономерно, и я знаю, что все учителя и администрации школ поддерживают подобные инициативы», ─ сказала глава Национального родительского комитета Ирина Волынец в интервью RT и призвала родителей поддержать инициативу, и заметила, что ограничения не помешают ученикам созваниваться или переписываться с родными в свободное от занятий время.
Ранее стало известно, что Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили памятку с рекомендациями по ограничению использования смартфонов во время уроков.
В Москве есть проект под названием Московская электронная школа (МЭШ), согласно которому к 2020 г. планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по ряду школьных предметов, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа».
Московская электронная школа – это набор электронных материалов, доступных для всех и размещенных на современных цифровых устройствах. Ключевые элементы МЭШ – это видеоуроки и электронный дневник. Также предполагаются игровые формы обучения и многое другое.
На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми. Эта электронная школа еще не начала работать.
Считается, что это даст современным школьникам новое качество образования.
Ну а теперь представим, что у всех учеников на уроках для обучения есть планшеты. По медицинским нормам: ребенку 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. Понятно, что дети сидят в Интернете по полдня. А тут еще и в школе! При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять минимум 5-6 часов. Так что проблема со зрением будет, похоже, у 100% школьников. Если же ученики сидят в специализированных классах в наушниках, то может пострадать и слух.
Использование элементов игр, игровые обучающие программы позволяют успешнее вовлечь школьников в процесс обучения. Ученики с удовольствием проходят викторину по географии и истории или проводят физический опыт с помощью телефона. Да, это так. А как же психологическая зависимость от гаджетов? То есть зависимость становится еще больше? Сейчас уже известно, что смартфоны являются одной из форм цифрового наркотика. Как объяснить ребенку вред компьютерных игр, когда они будут использоваться в школе и будут частью обучения? Поэтому гаджеты с большей пользой, я думаю, могут использовать лишь ученики старших классов.
Использование Интернета и цифровых технологий открывает широкие возможности перед педагогом: участие в дистанционных олимпиадах; конференциях; осуществление поиска различной информации и др. Учащиеся создают презентации, тоже осуществляют поиск различной информации. Однако доклады периодически просто скачиваются с «Википедии» и дети их даже до урока не читают. При этом не могут даже сделать так, чтобы весь текст был набран одним шрифтом и было выравнивание. Это печально. Поэтому я считаю, что доклад или сообщение на лист-полтора нужно писать в рабочую тетрадь. Когда человек пишет, то он запоминает. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за формирование речи.
Поговорим о сочинениях. В Интернете я прочитала следующее: «Сегодня пока дети в школе сдают свои сочинения, написанные от руки. Это значит, когда учитель делает им какое-то исправление, они смотрят на данное исправление и немедленно забывают. Если бы сочинение было цифровым, они могли бы это исправление внести, улучшив свою работу, представить улучшенный вариант учителю и получить отметку, показав, как они реагируют на критику. Это новый формат работы, новый формат жизни, новый формат образовательной деятельности».
Товарищи литераторы! Как вы к этому заявлению относитесь?
Дети станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.
Уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на «нет». Очевидно, что при переходе на цифровую школу, письма от руки не будет вовсе.
Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас? Люди станут хуже распознавать письменный текст. Ведь тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано.
Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.
В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете не читаются, а бегло просматриваются, выхватываются разрозненные куски данных. Сначала считываются несколько первых строк текстового содержимого страницы, затем идет перескок на середину страницы, где считываются еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, строки не дочитываются до конца), а затем просматриваются последние строки (посмотреть, «чем дело кончилось»).
Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Таксисты должны были раньше знать наизусть множество названий улиц и площадей. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.
Гаджеты развивают дислексию у детей, то есть возникает проблема с речевым развитием. За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа.
Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек.
А наши дети сидят в Интернете, в соцсетях. Подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения. Должно быть «живое общение».
А что же есть хорошего?
Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Школьники будут лучше ориентироваться в информационном пространстве.
Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия.
Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников. Учитель и учебники теперь не единственные носители информации. Любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана.
Гораздо более важная проблема – это то, что новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить», и совсем не затрагивают насущный вопрос – «чему учить».