Путь к успеху

Сошнева Людмила Ивановна

Авторская программа элективного курса «Путь к успеху» направлена на развитие нравственной культуры подростков. На занятиях элективного курса рассматривается развитие нравственных чувств и этического сознания.

Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей курса  в том, что элективные занятие позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правила, что поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektiva_9_klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Путь к успеху» для 9 класса

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название:

 «Путь к успеху»

Автор-составитель:

Педагог – психолог  МБОУ СОШ № 29 Сошнева Людмила Ивановна

Сроки реализации программы:

2019-2020 учебные гг.

Учреждение:

МБОУ СОШ № 29

Юридический адрес:

Союзная, 1

Вид программы:

Элективный курс

Цель программы:

содействие нравственному развитию личности подростка

Задачи программы:

  1. Активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
  2. Формировать владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия:
  3. Формировать культуру нравственного поведения;
  4. Вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
  5. Познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
  6. Способствовать к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Пояснительная записка.

         Формирование духовного потенциала личности подростка, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения одна из  важнейших задач современного общества. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

По И.Ф.Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

- в отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;

- в отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимания пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;

- в отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить;

- в отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

Нравственное воспитание включает:

- формирование у подростков сознания единства обществом, необходимости согласовывать свое поведение и поступки  с интересами общества;

- ознакомление подростков  с нравственными идеалами, правовыми и этическими нормами социума;

- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, тем самым способствовать формированию  системы этических и нравственных убеждений;

- формирование у подростка  нравственной  культуры поведения, толерантного отношения к  окружающим людям.

Воспитание нравственности в современной школе необходимо для формирования культуры школьников. В ней определено содержание знаний, представлений и понятий об отношениях между людьми. Нравственное  воспитание школьников является основой, на которой строится процесс целенаправленного, последовательного формирования опыта нравственного поведения учащихся.

Авторская программа элективного курса «Путь к успеху» направлена на развитие нравственной культуры подростков. На занятиях элективного курса рассматривается развитие нравственных чувств и этического сознания.

Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей курса  в том, что элективные занятие позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правила, что поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.


Цель программы: содействие нравственному развитию личности подростка.


Задачи программы:

  • активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
  • формировать владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия:
  • формировать культуру нравственного поведения;
  • вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
  • познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;

Принципы реализации Программы.

•       доступность – возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

•       интеграция – аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы;

•       комплексность – сотрудничество различных специалистов  для решения индивидуальных проблем личности;

•       личностно-ориентированный подход – подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.

  Предполагаемый результат:

- развитие  у  подростков высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов;

- формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций;

- социально-адаптированная личность, владеющими навыками культуры поведения и общения;

- личность, обладающая нормами духовной культуры, нравственности, понимания прекрасного, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей;

- личность, обладающая способностями к рефлексии и самосовершенствованию.

 Программа рассчитана на один год. Проводятся занятия в 9  классе 1 раз в неделю.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Путь к успеху» для 9-го  класса

на 2019 – 2020 учебный год.

№ п/п

Дата планируемая

Дата реальная

Кол-во часов

Тема лекционно-практического занятия

Содержание элективного курса

1

2

Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности.

Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Формирование интереса у учащихся к групповой работе, групповой сплоченности.

2

1

Понятие нравственности в притчах разных народов.

Чтение и анализ нравственного воспитания которое прослеживается в притчах разных народов.

3

1

Понятие счастья.

Чтение сказок разных народов где прослеживается понятие счастья. Разработка коллективной брошюры для подростков с ознакомлением с понятием счастья.

4

1

Система ценностей. Выбор ценностей.

Познакомить с понятием ценности. Составление кроссворда «Нравственные качества»

5

1

Человек как ценность.

Анализ деятельности человека в мире ценностей. Разыгрывание ситуаций.

6

1

Семья как ценность.

Создание проекта «Дом счастливой семьи». Подростки проектируют свою будущую семью.

7

1

Эмпатия.

Упражнения на развитие эмпатических качеств, развитие эмпатического переживания

8

1

Понятие дружбы.

Обсуждение ситуаций где необходимо отличить настоящую дружбу от приятельских отношений. Вспомнить песни, стихи, поговорки о дружбе. Объявить о конкурсе лучшего рисунка о дружбе.

9

1

Мир вокруг нас.

Проигрывание ситуаций где люди проявляют добрые поступки по отношению к друг другу.

10

1

Истинная красота человека.

Рассуждение с подростками о том, что красота человека не зависит от его внешних данных, необходимо ценить людей за их внутренний мир и поступки.

11

1

Способность радоваться.

Привитие учащимся способности радоваться. Создание стенда со всевозможными статьями и фотографиями где подростки способны радоваться.

12

1

Толерантность.

Познакомить с понятием толерантность, вспомнить примеры толерантного поведения людей в разных жизненных ситуациях.

13

1

«Мы разные, но мы вместе».

Воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, толерантной личности. Осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей.

14

1

Когда гордость украшает.

Рассуждение о том, нужна ли человеку гордость и как она влияет на человека. Примеров «благородной гордости», «трудолюбивой гордости», «гордости знания».

15

1

Сила слова.

Разобрать ситуации, а также рассказы, когда слово может сыграть не только положительную, но и отрицательную роль для человека.

16

1

«Добро. Зло. Терпимость».

Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и отсутствии зла. Анализ рассказа «Юноша и морские звёзды». Проигрывание ситуации доброго и злого поведения.

17

1

«Как слово наше отзовётся».

Анализ ситуаций, где слово сыграло роковую роль в жизни человека.

18

1

Мир и согласие.

Сочинение-рассуждение о важности мира и согласия для человека.

19

1

«Настоящая щедрость».

Анализ понятия «щедрость». Сочинение на тему: «Семя щедрости».

20

1

Учимся прекрасному.

Привитие красоты учащимся не только внешней, но и внутренней. Обучить необходимостью ценить людей за их поступки.

21

1

Здоровый образ жизни – основа нравственности в обществе.

Разбор понятия здорового образа жизни и его связи с нравственным и безнравственным поведением человека.

22

1

«Мы живём среди людей».

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.

23

1

«Во имя ближнего».

Творческое задание для учащихся: выписать необходимые качества человека, чтобы любить своих ближних. Вспомнить рассказы, сказки, истории, где бы прослеживалась любовь к ближнему.

24

2

«Подадим друг другу руки».

Привитие учащимся эмпатии, толерантности по отношению к другим людям. Проиграть ситуации, где необходимо подать друг другу руки.

25

1

«Мы живем, чтобы оставить след…»

Выявление последствий недостойного поведения. Определение качеств недостойного человека. Определение понятия «порядочность». Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка.

26

1

«Стать человеком — большая проблема»

Задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми делами.

27

1

«Этика есть живое отношение к жизни».

Познакомить обучающихся с понятием «этика».

Формирование у обучающихся умения сознательно делать выбор и принимать обоснованные решения.

28

1

«Стыд, вина, извинения».

Знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии.

29

1

Креативным быть здорово!

Диагностика креативности учащихся. Создание креативного проекта о нравственности.

30

1

Значение имиджа для человека.

Воспитание чувства прекрасного к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании.

Итого часов

32

Педагог – психолог                                                    Сошнева Л.И.