Путь к успеху
Авторская программа элективного курса «Путь к успеху» направлена на развитие нравственной культуры подростков. На занятиях элективного курса рассматривается развитие нравственных чувств и этического сознания.
Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей курса в том, что элективные занятие позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правила, что поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_9_klass.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Путь к успеху» для 9 класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название: | «Путь к успеху» |
Автор-составитель: | Педагог – психолог МБОУ СОШ № 29 Сошнева Людмила Ивановна |
Сроки реализации программы: | 2019-2020 учебные гг. |
Учреждение: | МБОУ СОШ № 29 |
Юридический адрес: | Союзная, 1 |
Вид программы: | Элективный курс |
Цель программы: | содействие нравственному развитию личности подростка |
Задачи программы: |
|
Пояснительная записка.
Формирование духовного потенциала личности подростка, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения одна из важнейших задач современного общества. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
По И.Ф.Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
- в отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;
- в отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимания пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;
- в отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить;
- в отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
Нравственное воспитание включает:
- формирование у подростков сознания единства обществом, необходимости согласовывать свое поведение и поступки с интересами общества;
- ознакомление подростков с нравственными идеалами, правовыми и этическими нормами социума;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, тем самым способствовать формированию системы этических и нравственных убеждений;
- формирование у подростка нравственной культуры поведения, толерантного отношения к окружающим людям.
Воспитание нравственности в современной школе необходимо для формирования культуры школьников. В ней определено содержание знаний, представлений и понятий об отношениях между людьми. Нравственное воспитание школьников является основой, на которой строится процесс целенаправленного, последовательного формирования опыта нравственного поведения учащихся.
Авторская программа элективного курса «Путь к успеху» направлена на развитие нравственной культуры подростков. На занятиях элективного курса рассматривается развитие нравственных чувств и этического сознания.
Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей курса в том, что элективные занятие позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правила, что поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.
Цель программы: содействие нравственному развитию личности подростка.
Задачи программы:
- активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
- формировать владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия:
- формировать культуру нравственного поведения;
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
- познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
Принципы реализации Программы.
• доступность – возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
• интеграция – аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы;
• комплексность – сотрудничество различных специалистов для решения индивидуальных проблем личности;
• личностно-ориентированный подход – подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.
Предполагаемый результат:
- развитие у подростков высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций;
- социально-адаптированная личность, владеющими навыками культуры поведения и общения;
- личность, обладающая нормами духовной культуры, нравственности, понимания прекрасного, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей;
- личность, обладающая способностями к рефлексии и самосовершенствованию.
Программа рассчитана на один год. Проводятся занятия в 9 классе 1 раз в неделю.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Путь к успеху» для 9-го класса
на 2019 – 2020 учебный год.
№ п/п | Дата планируемая | Дата реальная | Кол-во часов | Тема лекционно-практического занятия | Содержание элективного курса |
1 | 2 | Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. | Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Формирование интереса у учащихся к групповой работе, групповой сплоченности. | ||
2 | 1 | Понятие нравственности в притчах разных народов. | Чтение и анализ нравственного воспитания которое прослеживается в притчах разных народов. | ||
3 | 1 | Понятие счастья. | Чтение сказок разных народов где прослеживается понятие счастья. Разработка коллективной брошюры для подростков с ознакомлением с понятием счастья. | ||
4 | 1 | Система ценностей. Выбор ценностей. | Познакомить с понятием ценности. Составление кроссворда «Нравственные качества» | ||
5 | 1 | Человек как ценность. | Анализ деятельности человека в мире ценностей. Разыгрывание ситуаций. | ||
6 | 1 | Семья как ценность. | Создание проекта «Дом счастливой семьи». Подростки проектируют свою будущую семью. | ||
7 | 1 | Эмпатия. | Упражнения на развитие эмпатических качеств, развитие эмпатического переживания | ||
8 | 1 | Понятие дружбы. | Обсуждение ситуаций где необходимо отличить настоящую дружбу от приятельских отношений. Вспомнить песни, стихи, поговорки о дружбе. Объявить о конкурсе лучшего рисунка о дружбе. | ||
9 | 1 | Мир вокруг нас. | Проигрывание ситуаций где люди проявляют добрые поступки по отношению к друг другу. | ||
10 | 1 | Истинная красота человека. | Рассуждение с подростками о том, что красота человека не зависит от его внешних данных, необходимо ценить людей за их внутренний мир и поступки. | ||
11 | 1 | Способность радоваться. | Привитие учащимся способности радоваться. Создание стенда со всевозможными статьями и фотографиями где подростки способны радоваться. | ||
12 | 1 | Толерантность. | Познакомить с понятием толерантность, вспомнить примеры толерантного поведения людей в разных жизненных ситуациях. | ||
13 | 1 | «Мы разные, но мы вместе». | Воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, толерантной личности. Осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей. | ||
14 | 1 | Когда гордость украшает. | Рассуждение о том, нужна ли человеку гордость и как она влияет на человека. Примеров «благородной гордости», «трудолюбивой гордости», «гордости знания». | ||
15 | 1 | Сила слова. | Разобрать ситуации, а также рассказы, когда слово может сыграть не только положительную, но и отрицательную роль для человека. | ||
16 | 1 | «Добро. Зло. Терпимость». | Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и отсутствии зла. Анализ рассказа «Юноша и морские звёзды». Проигрывание ситуации доброго и злого поведения. | ||
17 | 1 | «Как слово наше отзовётся». | Анализ ситуаций, где слово сыграло роковую роль в жизни человека. | ||
18 | 1 | Мир и согласие. | Сочинение-рассуждение о важности мира и согласия для человека. | ||
19 | 1 | «Настоящая щедрость». | Анализ понятия «щедрость». Сочинение на тему: «Семя щедрости». | ||
20 | 1 | Учимся прекрасному. | Привитие красоты учащимся не только внешней, но и внутренней. Обучить необходимостью ценить людей за их поступки. | ||
21 | 1 | Здоровый образ жизни – основа нравственности в обществе. | Разбор понятия здорового образа жизни и его связи с нравственным и безнравственным поведением человека. | ||
22 | 1 | «Мы живём среди людей». | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. | ||
23 | 1 | «Во имя ближнего». | Творческое задание для учащихся: выписать необходимые качества человека, чтобы любить своих ближних. Вспомнить рассказы, сказки, истории, где бы прослеживалась любовь к ближнему. | ||
24 | 2 | «Подадим друг другу руки». | Привитие учащимся эмпатии, толерантности по отношению к другим людям. Проиграть ситуации, где необходимо подать друг другу руки. | ||
25 | 1 | «Мы живем, чтобы оставить след…» | Выявление последствий недостойного поведения. Определение качеств недостойного человека. Определение понятия «порядочность». Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка. | ||
26 | 1 | «Стать человеком — большая проблема» | Задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми делами. | ||
27 | 1 | «Этика есть живое отношение к жизни». | Познакомить обучающихся с понятием «этика». Формирование у обучающихся умения сознательно делать выбор и принимать обоснованные решения. | ||
28 | 1 | «Стыд, вина, извинения». | Знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии. | ||
29 | 1 | Креативным быть здорово! | Диагностика креативности учащихся. Создание креативного проекта о нравственности. | ||
30 | 1 | Значение имиджа для человека. | Воспитание чувства прекрасного к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании. | ||
Итого часов | 32 |
Педагог – психолог Сошнева Л.И.