Современные воспитательные технологии. НАСТАВНИЧЕСТВО
Современные воспитательные технологии
НАСТАВНИЧЕСТВО
I. КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
1.1. Положение, цель и задачи наставничества
1.2. Принципы наставничества
II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАСТАВНИКОВ
2.1. Кто такой наставник
2.2. Этические нормы, права и обязанности наставников
2.3. Формы, направления, методы и виды деятельности наставников
2.5. Подбор наставников
III. Наши мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные воспитательные технологии | 661.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные воспитательные технологии
НАСТАВНИЧЕСТВО
I. КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
1.1. Положение, цель и задачи наставничества
Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков.
Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).
Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:
- строить социальные отношения;
- применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
- получать новые навыки;
- найти поддержку и друзей;
- почувствовать себя способным что-то совершить.
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;
-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;
-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.
1.2. Принципы наставничества
- Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
- Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
- Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
- Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
- Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.
- Неразглашение информации о ребенке и его семье.
- Уважение достоинства и культуры всех народов.
- Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
- Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.
- Стимулирование чувства ответственности.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАСТАВНИКОВ
2.1. Кто такой наставник
Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ. Volunteer -доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство - добровольная работа за идею.
«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».
Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).
Задачи наставника:
- Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ
- Обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе
- Забота о быте подростка
- Отслеживание социальных контактов
- Формирование ближайшего окружения
- Помощь в получении образования
- Развитие кругозора
- Правовая поддержка
- Помощь в организации досуга
- Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)
- Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка
- Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на работе
Наставник может научить подростка:
-видеть и понимать проблему
-принимать ее
-разрешать ее
-или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью
Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».
Задача наставника: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо показать ему «свет в конце туннеля». Другими словами подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку, которым чаще является сверстник или референтная группа сверстников, родители и учителя зачастую в этот критический период для подростка не являются авторитетными. А, что если сверстник – девиант или референтная группа сверстников окажется асоциальной? Необходим «социальный аниматор», которым станет - наставник. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги сотрудничества.
Шаги сотрудничества
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить.
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.
4. Наставнику иногда приходится самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.
5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.
6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб, наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.
7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.
8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.
9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.
2.2. Этические нормы, права и обязанности наставников
Стандарты этического поведения наставников:
- Стремитесь понять уникальность каждого подростка и те условия, которые определяют его поведение и характер оказываемой ему помощи.
- Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
- Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
- Используйте свой жизненный опыт и профессиональный опыт старших наставников при разработке основных направлений программ психолого-педагогического сопровождения подростка.
- Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем подростка и объясняйте их.
- Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия, как в качестве частного лица, так и в качестве наставника.
Права и обязанности наставников:
- Активно поддерживайте свои ассоциации, будьте преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности.
- Стремитесь, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы.
- Сотрудничайте со своими коллегами по проекту «Наставничество» в духе взаимопонимания и взаимного уважения.
- Не уклоняйтесь от новых знаний.
- Не разглашайте конфиденциальную информацию.
- Уважаете Права Человека и основные принципы наставничества.
Старшие наставники (кураторы) должны:
- обеспечивать разумную регламентацию деятельности наставников,
- определять пределы добровольческого сотрудничества, ясно формулировать задачи и уважительно относиться к функциям каждого;
- поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит, обеспечивая необходимое обучение и помощь;
- обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;
- обеспечить, в случае необходимости, компенсацию риска, связанного с деятельностью наставников, а также ущерба, невольно наносимого третьим лицам в результате деятельности добровольцев;
- обеспечить всеобщий доступ к наставнической деятельности;
- предусмотреть методы прекращения наставниками своей деятельности, как по инициативе организаторов, так и по их собственной.
2.3. Формы, направления, методы и виды деятельности наставников
Направления работы наставника:
- Профориентационная работа с подростком
- Работа с семьей подростка
- Работа с педагогическим коллективом ОУ
- Работа со сверстниками, одноклассниками
- Работа со следующими организациями: служба занятости, КДН, спортивные школы, клубы по месту жительства
Методы работы наставника:
- наблюдение;
- курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
- интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
- коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
- психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
- психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка;
- реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
- социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
- социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
- консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
- тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
В функциональные обязанности наставника можно включить: создание и поддержание связей между подростком, школой, семьей и местом проживания, подготовка его к интеграции в самостоятельную жизнь и поддержка подростка в его жизнеустройстве после выпуска. Наставник может выполнять функции руководителя службы сопровождения подростка, осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т.п.)
Виды деятельности наставника:
Аналитическая деятельность наставника. Наставники постоянно находятся в процессе аналитической деятельности. При заполнении дневника каждый наставник анализирует ситуацию, в которой находится подопечный подросток.
Реабилитационная деятельность направлена на возвращение подростка к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям, на преодоление дезадаптации.
Профилактическая деятельность направлена на профилактику девиантных форм поведения. Первая форма психопрофилактики – организация социальной среды на основе представления о ее детерминирующем влиянии на формирования девиаций. Вторая форма – информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений.
Информационная деятельность наставника заключается в расширении кругозора подростка, в развитии его общей осведомленности, а также в получении необходимых знаний.
Социальная деятельность наставника направлена на вовлечение подростка в различные социальные институты, привлечения подростка к социально одобряемым формам деятельности.
2.4. Подбор наставников
Основным критерием отбора наставников является мотивированность на волонтерскую деятельность. Люди, стремящиеся стать наставниками, могут иметь различные мотивы волонтерской (наставнической) деятельности.
- Альтруизм, то есть желание «бескорыстно делать добро» (но часто бывает так, что человек при этом имеет и свой личный интерес)
- Чтобы компенсировать отсутствие чего-либо в личной жизни наставника
- Чтобы приобрести и осмыслить свой собственный опыт
- Когда у человека много свободного времени возникает потребность иметь цель в жизни и роль в обществе
- Для самовозвеличивания
- Для приобретения практического навыка в работе с подростками
Никто из тех, кто становится наставником для детей и молодежи групп риска, не делает это чисто из альтруистических побуждений. Наставники должны получать что-то взамен либо на личном уровне, либо в более широком смысле - быть признанным в их сообществе или стране. Не важно, какие бывают мотивы, если мы их понимаем. В очень редких случаях волонтёрами-наставниками становятся: чтобы использовать других людей в корыстных целях. Тогда необходимо вовремя обнаружить людей с такой мотивацией, чтобы их исключить. Мотивы волонтерства, наставничества чаще являются смесью альтруистических и «корыстных» интересов, к которым относятся как личные потребности наставников, так и потребности их семей, друзей и соседей.
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».
Коммуникативные способности мы рассматриваем, как умение говорить простым понятным для подростка языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении, уметь слушать и слышать собеседника.
Толерантность – терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного, даже неприемлемым для наставника.
Эмпатийность – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Наставник не должен обладать высоким уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически воспитанными подростками, которые могут воспользоваться их добротой для реализации собственных целей. Наставнику необходимо иметь специальную подготовку по психолого-педагогическим дисциплинам.
Интуиция – своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно.
Рефлексивность – способность к осмыслению собственной деятельности
Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
III. Наши мероприятия
Большинство учащихся нашего класса прошли тренинговый курс «Миссия волонтер» в рамках программы обучения подростков и молодежи навыкам добровольческой работы «Компетентный волонтер»
- 21.09.2017 Флешмоб «Голубь мира».
- 5.10.2017 День учителя. День самоуправления. Концерт.
- 27.12.2017 Новогодние утренники.
- 15.02.2018 Проведение мероприятия, посвященного выводу войск из Афганистана.
- 7.03.2018 Концерт, посвященный Международному женскому дню.
- 13.03.2018 Центральная библиотека, антинаркотическое мероприятие
- 11-13.05.2018 Молодежный образовательный форум «ИСКРА - 2018»
- Всероссийская акция «День борьбы со СПИДом»
- Всероссийская информационная акция «Тест на жизнь».
- Конкурс новогодних рисунков среди 1-4 классов – 12-19 января.
- Викторина по правилам дорожного движения
- Шашечный турнир
- Спортивные эстафеты для 5-х классов «К здоровью - наперегонки»
- Конкурс компьютерной графики "Загадка художника" среди учащихся 5-х классов
- Психологический тренинг «Эффективное общение». Психолог Громова С.Н.
- Долой WI-FI иди играй!!!
Список литературы
- «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6
- Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.
- Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814
- Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.
- Сотников Н. З., Сотникова С. И. Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов // В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры»; Материалы международной конференции. Под редакцией О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. 2016. С. 22-27.
- Статья «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год.
- Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс/Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html
- Управление персоналом в России: история и современность: Монография / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 80-98.
- Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 18-22. — URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/
Комментарии
(No subject)