Взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка через проектную деятельность (из опыта работы)

Мутагарова Люция Рифовна

В современном  обществе достаточно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, воспитания толерантности, формирования ценностного отношения к здоровью, социальной активности ребенка.   При решении данной проблемы школа не может обойтись без сотрудничества с семьей. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы.  Из многолетнего опыта работы с родителями,  как руководителя школьного спортивного клуба и как классного руководителя, пришла к выводу, что  наиболее эффективной технологией  можно считать  проектную. Проектная технология  создает благоприятные условия для самореализации личности, дает толчок для индивидуального и коллективного поиска, стимулирует развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развивает ответственность, необходимые психологические качества, формирует социальные умения и способствует приобретению учебного и жизненного опыта.

Как учитель физической культуры знакомство с родителями  и привлечение к сотрудничеству начинаю с начальной школы. Например, при изучении темы «Ты – чемпион» первоклассники вместе с родителями начинают заполнять семейный журнал «Я и мой папа (мама) - чемпионы!» путем занесения в него названий посещаемых секций, участие в конкурсах и соревнованиях, антропометрических данных и результатов тестов, сдачи норм ГТО. Таким образом, ребенок и родители следят за динамикой своего физического развития, вырабатывается системное отношение к состоянию здоровья, образу жизни, подготовке к сдаче норм ГТО. В теме «Подвижные игры» (2-5 классы) учащиеся разрабатывают и реализуют проект «Во что играли наши бабушки», представляя и проводя с одноклассниками одну из игр своих любимых бабушек и дедушек. При изучении темы «Виды спорта. Физические качества» учащиеся начальной школы увлеченно работают над исследовательским проектом «Спортивное генеалогическое древо моей семьи». Через такие проекты предоставляется возможность познакомиться с родителями, узнать  каким видом спорта занимались, как поддерживают здоровье сегодня. Зачастую, родители учеников становятся самыми лучшими руководителями проектных работ учащихся не только урочных проектов, но и Краевых проектов (« Сетевой краевой проект «Читаем парк», «Говорит и показывает компьютер»). Так, начиная с начальной школы, в дальнейшем школьники и родители  подключаются к разработке, реализации и участию в массовых социальных проектах гимназии, становятся активными участниками Всероссийских спортивных праздников, проектов  и акций.

Особую значимость приобретает школьный спортивный клуб «Сириус», руководителем которого я являюсь. В отличие от других форм, спортивный клуб  строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Большую роль в организации и работы спортивного клуба играет совет здоровья родителей по спорту. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу, школьники видят перед собой пример для подражания. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт. Именно в совместной деятельности  с родителями формируется положительное отношение детей к ведению здорового образа жизни.  Все турниры, праздники, соревнования  организуются совместно: родители, учащиеся, педагоги.    В конце учебного года составляется проект работы на следующий год, а в начале учебного года утверждается данный план  на Совете родителей по спорту. В Совет родителей входят родители, ответственные за спортивную работу каждого ученического и родительского коллектива гимназии. Заседание Совета проводится один раз в месяц, на котором обсуждаются предстоящие турниры, проблемные вопросы.  

Работа над реализацией проектов  начинается с создание рабочей группы, выбора руководителей проектов (родитель и учащийся), распределение обязанностей, составление положения, сметы, поиск  партнеров и спонсоров. Связь с ответственными учениками и родителями осуществляется  через социальные сети: ВК, Viber, электронные почты.

Рассмотрим некоторые важные для учащихся, педагогов и родителей, события.

Фестиваль спортивных игр «Встреча поколений» - реализуется в течение года, включает соревнования по спортивным играм (волейбол, футбол, баскетбол), турнир по шахматам, настольному теннису, дартсу  среди школьников, родителей, учителей, выпускников и сборной команды учащихся гимназии. В процессе турниров организуются конкурсы групп поддержки среди учащихся каждого класса, родители которых участвуют в турнире, конкурс викторин. Во время подготовки к играм учащиеся всех возрастов знакомятся с видами спорта, принимают участие в культурной части проекта (викторины, подготовка показательных выступлений), приобретают организаторские навыки, практику судейства. На примере родителей, учителей, старшеклассников, учащиеся младших классов учатся организовывать своё свободное время.  По накалу борьбы и поддержки болельщиков происходящее (в спортзале и на футбольном поле) напоминает не школьный турнир, а финальную часть профессионального чемпионата мира. Школьный спортзал едва вмещает всех собравшихся. Ведь только игроков бывает более 160 человек (20-23 команды  по 8-12 игроков в команде), а еще юные болельщики и болельщицы, бабушки, дедушки, родственники! Здесь присутствует все: и кричалки, и группа поддержки, борьба за каждый мяч, гол, очко и настоящий триумф победителей! Фестиваль заканчивается большим спортивным праздником чествования победителей, участников фестиваля, лучших спортсменов гимназии с привлечением спонсоров, что обеспечивает общественное признание и удовлетворение

Не менее увлекательно, интересно проходит традиционное гимназическое событие «Ледовое шоу»!  Подготовка к «Левому шоу» начинается еще в декабре, конкурс проводится в конце февраля.  Три месяца идет кропотливая, творческая, спортивная подготовка к празднику. Главные помощники – родители. Участники - учащиеся 1-7х классов, родители, учителя. За этот период необходимо собрать сборную команду параллелей, пригласить хореографа (или поставить танец самим участникам), сшить костюмы и отрепетировать, чтобы участники получили удовольствие, радость, положительные эмоции от выступления.  Для проведения «Ледового шоу» арендуется дом спорта «Орленок». Не каждый школьник может похвастаться тем, что он выступал в «Орленке»! Свое мастерство катания на коньках, полет фантазии, грации показывают более 300 школьников и  100 родителей, приглашенных гостей, мастеров фигурного катания.

Психологами установлено, что самым благоприятным возрастом  для формирования  полезных привычек является младший  школьный возраст, когда образ жизни, стереотипы поведения  родителей становятся сильнейшими факторами  формирования  представлений детей  о жизни, об отношении к своему здоровью. Вот именно поэтому имеет огромное значение совместное участие родителей и детей в таких спортивно-массовых праздниках, благотворительных акциях как Лыжня России, Кросс Нации, «Благотворительный теплый забег».   Так в 2018 году участие родителей и детей в Кроссе Нации достигло более 400 человек, в Лыжне России более 280 участников,  в «Теплом забеге» более160 участников.

Взаимодействие с родителями, как классного руководителя, базируется на проведении творческих, познавательных, спортивных мероприятий и добровольческих акций, проектов.  Все проекты ориентированы на создании условий для социализации детей. Родители, как непосредственные участники образовательного процесса, начинают жить общими интересами детей, а дети ощущают свою значимость, выступая в роли равноправных партнеров.

Приведу некоторые примеры  совместных проектов детей и родителей классного коллектива:   В 7 классе родители совместно с детьми апробировали  краудфандинговую площадку на платформе  Planeta.ru (https://planeta.ru/campaigns/60976)  с благотворительным проектом  «Мягкие игрушки руками детей». Проект был успешно реализован.  Полученные денежные средства от реализации игрушек были  перечислены в фонд лечения больных детей.  В ходе реализации проекта школьники научились  пользоваться инновационными интернет-сервисами,  представлять свой проект общественности, монтировать видеоролики, получили неоценимый опыт участия в благотворительности.

         В течение 2х лет  реализуется  проект в партнерстве с школой 154 (для детей с ОВЗ) по вручению подарков и поздравлению  больных детей с ДЦП   на дому к Новому году (поздравили 13  детей).  Спонсорами выступают родители класса,  помогают  в  подготовке  костюмов Деда Мороза и Снегурочки, сопровождают во время поездок по городу, так как дети живут в разных районах города. (Эмоции дописать)

Проект «День семьи», который  давно уже стал не просто традиционным событием в гимназии, но и важной составляющей бренда гимназии как системной школы социальных лидеров в городе и крае. Родителями моего класса совместно с детьми при подготовке  к проекту  «День  семьи» проводятся мастер-классы по изготовлению мягких игрушек, мыловарения, выращивания рассады и т.д. Созданные и изготовленные  мягкие игрушки, мыло, бижутерия реализуются на благотворительной ярмарке в «День семьи». Для участия  на «Дне семьи» дети совместно с родителями разрабатывают бизнес-планы и план реализации, учатся работать в команде, на практике познают радость от благотворительных акций, которые в дальнейшем перерастают  в благотворительные проекты. Так, в 2018 году в рамках проекта «Пермский край – территория добра» была открыта творческая площадка  «Мастерская друзей «Счастье».  Мастерская - это пространство для творческих людей, для тех, кто не равнодушен к чужой беде, кто готов учиться и открывать новые возможности для себя, делиться творчеством на мастер-классах с тем, кому это интересно. Одним словом, Мастерская друзей "Счастье" - это пространство, где все действуют на равных - и дети, и взрослые, и мастера. Команда волонтеров совместно с родителями работала над проблемой людей с онкозаболеванием. Изучив проблемы, с которыми сталкиваются больные в период реабилитации, у команды возникла идея - создать творческую площадку, где могли бы встречаться люди разных слоев населения ( онкобольные в период реабилитации, инклюзивные отряды, люди с ОВЗ, пенсионеры, творческие семьи микрорайона). Так родилась "Мастерская друзей "Счастье"! В процессе подготовки проекта учащиеся узнали, как написать социальный проект по технологии SMART, к кому обратиться за поддержкой, как продвигать свою идею, чтобы вовлечь больше людей. Создали эмблему проекта, научились договариваться с партнёрами о сотрудничестве, искать и привлекать спонсоров, создавать и размещать рекламу. В ходе реализации проекта ребята в полной мере освоили технологию социального проектирования.

Таким образом,  при совместном сотрудничестве учителя, родителей и детей  создаются условия для формирования социальной активности обучающихся, получения навыков проектной деятельности,  участия в добровольческих акциях, развития творчества и интеллектуальной деятельности, толерантности и  умению поддерживать свое здоровье.

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=_ia3zzDCWsE&list=P... - здесь вы найдете фильмы проекта "Встреча поколений"