Взаимодействие классного руководителя, семьи и школы в развитии личности ребенка через программу «Тетрадка Дружбы» (опыта работы) Л. Р. Мутагарова, учитель физической культуры высшей категории МАОУ «Гимназия №33» г. Перми

Мутагарова Люция Рифовна

Сегодня со страниц газет и телеэкранов мы часто слышим  о падении нравственности в обществе, кризисе патриотизма среди молодёжи, жестокости, разрушении семейных ценностей. Неужели всё так плохо и мы превратились в равнодушную и бездуховную нацию?  И есть ли  какие–то пути решения данной проблемы? Что может предложить школа? Какие воспитательные механизмы можно использовать?

В период демократизациии российского общества, в системе рыночных отношений невозможно без проявления гражданского самосознания, где развитие общества зависит от участия граждан в социальной жизни. Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своих детей, будущее  своей страны.

И, в связи с этим,  перед нами  стоит нелегкая задача воспитания школьников. Воспитание в школе не должно сводиться только к специальным мероприятиям. Это подчеркивается и в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни». Возникает необходимость развития у школьников социальной активности, как  одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса.  Особо остро стоит проблема  развития  инклюзивного общества. Решение этих проблем можно найти через проектную деятельность, добровольчество, благотворительность.  Включая  школьников  в реализацию социально-значимых инициатив детей  мы способствуем приобретению учебного и жизненного опыта, созданию благоприятных условий для самореализации личности, даем толчок для индивидуального и коллективного поиска, стимулируем развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развиваем ответственность, необходимые психологические качества, формируем социальные умения, толерантность.

По воле судьбы в 2017 году меня назначили классным руководителем 6 класса. На тот момент на учете социального педагога стояли 10 человек из 28 обучающихся. Было страшно, так как я никогда не работала с отдельным классом.  Результат работы за 3 года – на учете  остался один ребенок, в классе появились спортивные волонтеры, добровольцы, благотворители.      

Взаимодействие с детьми и родителями, как классного руководителя, построила на проведении творческих, познавательных, спортивных мероприятий, добровольческих акций, проектов и участие в проектах программы «Тетрадка Дружбы».  Все проекты были ориентированы на создание условий для социализации детей. В данном случае родители, как непосредственные участники образовательного процесса, начинают жить общими интересами детей, а дети ощущают свою значимость, выступая в роли равноправных партнеров. Постепенно с детьми мы нашли общий язык, многих удалось привлечь к участию в проектах с участием детей ОВЗ.

Приведу некоторые примеры  совместных проектов детей и родителей классного коллектива:   В 6 классе начали с социального проекта помощи приюту «Доброе сердце». Через этот проект увидела, что многие дети готовы помогать животным, убирать клетки, гулять. В 7 классе родители совместно с детьми апробировали  краудфандинговую площадку на платформе  Planeta.ru (https://planeta.ru/campaigns/60976)  с благотворительным проектом  «Мягкие игрушки руками детей». Проект был успешно реализован.  Полученные денежные средства от реализации игрушек были  перечислены в фонд лечения больных детей.  В ходе реализации проекта школьники научились  пользоваться инновационными интернет-сервисами,  представлять свой проект общественности, монтировать видеоролики, получили неоценимый опыт участия в благотворительности.           В течение 2х лет  реализовываем  проект в партнерстве с школой 154 (для детей с ОВЗ) по вручению подарков и поздравлению  больных детей с ДЦП   на дому к Новому году (поздравили 13  детей).  Спонсорами выступают родители класса,  помогают  в  подготовке  костюмов Деда Мороза и Снегурочки, сопровождают во время поездок по городу, так как дети живут в разных районах города. Через реализацию проекта можно было наблюдать, как меняются школьники в отношении к детям с ОВЗ. Первые впечатления детей - шоковое состояние, когда вручали подарок мальчику с ДЦП. Страх, отчуждение, непонимание. Но в процессе проекта страх ушел, волонтеры  стали общаться с ребятами с «особенностями», даже и обниматься, с легкостью заходили в квартиры, шутили, поздравляли с праздником! При подготовке к проекту  «День  семьи»  родителями моего класса совместно с детьми были организованы мастер-классы  в течение года по изготовлению мягких игрушек. Средства, которые были получены при реализации проекта (организация мастер-классов) перечислены в фонд лечения больной девочки. Все отчеты размещались в официальной группе гимназии. Участвуя в таких проектах как  «День семьи»,  дети совместно с родителями разрабатывают бизнес-планы и план реализации, учатся работать в команде, на практике познают радость от благотворительных акций, которые в дальнейшем перерастают  в благотворительные проекты. Так, в ноябре 2018 года (8 класс) в рамках проекта «Пермский край – территория добра» была открыта творческая площадка  «Мастерская друзей «Счастье».  Мастерская - это пространство для творческих людей, для тех, кто не равнодушен к чужой беде, кто готов учиться и открывать новые возможности для себя, делиться творчеством на мастер-классах с тем, кому это интересно. Одним словом, Мастерская друзей "Счастье" - это пространство, где все действуют на равных - и дети, и взрослые, и мастера. Команда волонтеров восьмого класса совместно с родителями работала над очень важной и серьезной проблемой людей с онкозаболеванием. Тема досталась не из легких. Из пятнадцати волонтеров, которые были заявлены  на проект, после озвучивания темы осталось человек 10. Да,  мы еще не сталкивались с такими проектами, и для многих детей показалось, что они не справятся   с данным заданием. Нам повезло! Рядом оказалась Алексеева Светлана, которая сама перенесла онкологию и ведет активный образ жизни, помогает другим.  Изучив проблемы, с которыми сталкиваются больные в период реабилитации, у команды возникла идея - создать творческую площадку, где могли бы встречаться люди разных слоев населения ( онкобольные в период реабилитации, инклюзивные отряды, люди с ОВЗ, пенсионеры, творческие семьи микрорайона). Так родилась "Мастерская друзей "Счастье", направленная  на корректировку эмоционального состояния человека, устранения  внутреннего психического напряжения, настраивания собственного организма на здоровье.  Для реализации проекта волонтерам предстояло решить несколько задач:

1. Помочь  онкобольным   быстрее выйти из состояния шока, способствовать  более быстрому выздоровлению через Арт-терапию.

2.Помочь найти занятие по душе, раскрыть творческие способности пожилых и одиноких  людей, людей  с различными заболеваниями.

3. Создать группу в социальных сетях, чтобы узнали как можно больше людей о творческой мастерской.

4.Найти партнеров, спонсоров для реализации проекта, привлечь большее количество людей, заинтересованных в творческом развитии, общении.

6. Реализовать проект, провести рефлексию

В течение ноября ребята посещали мастер-классы в рамках проекта "Пермский край-территория добра". Участвуя в мастер-классах, учащиеся узнали, как написать социальный проект по технологии SMART, к кому обратиться за поддержкой, как продвигать свою идею, чтобы вовлечь больше людей. Создали эмблему проекта, научились договариваться с партнёрами о сотрудничестве, искать и привлекать спонсоров, создавать и размещать рекламу. В ходе реализации проекта ребята в полной мере освоили технологию социального проектирования. Социальными партнерами проекта стали Инклюзивный добровольческий отряд "Каравай", общественная организация "Серебряные Добровольцы", участники проекта «Мама может» , творческие мастерские "ТканоПолотно" и "Мой Ангел", творческая команда "G&G" 8В класса Гимназии 33, представители ТОС "Сибирский"! Нашу мастерскую посетил даже #МишаПермяков, который приятно удивил всех гостей! На открытии творческой мастерской поучаствовали более 60 участников от маленьких детей до пенсионеров. Было очень приятно видеть творческие семьи. Незаметно пролетели четыре часа за творчеством. Гости занимались тканоплетением, рисованием, изготовлением новогодних игрушек, открыток, значков, магнитиков и ангелов.
Открытие прошло в душевной, дружеской обстановке, закончилось мероприятие чаепитием, спонсором которого выступил родитель ученика первого класса нашей гимназии.

Продолжением этой темы стал Новогодний праздник для более 80 гостей (дети с ОВЗ и родители). В декабре  Мастерская друзей «Счастье» приняла наших давних друзей, с которыми мы познакомились в рамках программы Тетрадка Дружбы, организованный совместно с  академией досуга LEN. Праздник получился разносторонним, необыкновенным и насыщенным - шоу талантов, интерактивы, "Новогодний огонёк".  Было приятно наблюдать за волонтерами, которые постарались создать уютную атмосферу для гостей, помогали передвигаться, участвовали с удовольствием в интерактивах, подготовленных командами участников с ОВЗ.

Таким образом,  через социальные проекты,  инициативы детей создаются условия: для формирования доступной социальной среды при совместном участии родителей, школьников и молодых людей с разным уровнем физических, психических и умственных возможностей, социальной активности обучающихся; получения навыков проектной деятельности; участия в добровольческих акциях, развития творчества и интеллектуальной деятельности; толерантности и  умению сопереживать, сотрудничать. Благодаря акциям, социальным проектам  школьники приобретают умение брать на себя ответственность, развивают личностные качества, находят друзей и единомышленников.

Участие наших волонтеров в инклюзивных программах класса, акциях «Тетрадка Дружбы» стирают границы для общения и дружбы между участниками из разных школ, разных слоев общества.