Сохранения здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ;
Сохранение здоровья детей – одна из главных стратегических задач нашей страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами, Законом РФ «Об образовании», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального Общего Образования. Здоровый ребёнок – это здоровый и счастливый гражданин общества в будущем, а также человек с активной жизненной позицией.
Нам нужно построить систему обучения, которая устранит перегрузки и сохранит здоровье школьников, оптимизирует учебную, психологическую и физическую нагрузки учащихся и создаст в образовательных учреждениях необходимые условия. Это обеспечит полноценное здоровья педагогов и учеников и стимулируюет всех участников образовательного процесса заботиться о своём здоровье.
Согласно ФГОС начального общего образования формирование здорового и безопасного образа жизни в Общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, личностных ориентиров, установок и норм поведения, которые обеспечивают укрепление физического, психологического и социального здоровья ребенка. На что же требуется обратить внимание учителю, чтобы сохранить здоровье детей? Урок - основная организационная форма образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Младшие школьники активны и поэтому им трудно неподвижно сидеть во время занятий. Ярко выраженная потребность в движении, и длительное торможение этой потребности вызывает утомление в центральной нервной системе. Поэтому нецелесообразно требовать от учеников дисциплины и неподвижности. Обучающиеся начинают менять позу, внимание становится рассеянным, вследствие чего ученики не запоминают нужную информацию, не могут ответить на вопросы учителя. Правильная организация учебного процесса - решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики. Сохранить у ребенка высокую работоспособность в течение всего урока – одна из главных задач учителя. Это возможно только при правильной организации труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание следующие моменты:
1. Формы и методы обучения
2. Разнообразие видов деятельности на уроке
3. Перемены (отдых)
4. Физкультминутки
Виды занятий:
• деловые игры (на всех уроках)
• комплекс упражнений (на уроках физкультуры и утренней зарядке)
• оздоровительные минутки (на всех уроках)
• ролевые игры
• диалог/монологи
Ежедневно я начинаю урок с музыкальной разминки, где дети не только поют, но и настраиваются на языковую среду, также можно использовать диалоги и монологи, в которых ребенок не только расскажет, но и покажет понятие в деятельности. На следующем этапе урока, при открытии новых знаний возможно реализовать ролевую игру при изучении нового понятия, таким образом используя различные формы и методы на уроках сохранят физическое и эмоциональное здоровье обучающихся. Эти методы не только настраивает на работу на уроке, но и способствует укреплению здоровья детей. Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на уроке принадлежит физкультминуткам. Физкультминутки необходимы на каждом занятии с детьми младшего школьного возраста. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Физкультминутки следует проводить, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. Например, я использую физкультминутку такими с элементами движений:
-Walking, Walking, Walking, Walking,
-Hop, Hop, Hop, Hop, Hop, Hop,
-Running, Running, Running, Running, Running, Running,
Now let`s stop, Now let`s stop,
-Tiptoe, Tiptoe,
-Jump, Jump,
-Swimming, Swimming, Swimming,
-Now let`s sleep
-Wake up! Are you ready to go fast?
- Repeat all.
Сама физкультминутка осуществляется в виде упорядоченной смены деятельности ребенка, путем двигательной активности. Таким образом, у ученика исчезают усталость, напряжение физическое и в эмоциональной сфере. В учебное время физкультминутка может быть проведена непосредственно у стола, за которым сидит во время занятий обучающийся.. Включает она в себя 9 движений, по 3-4 секунды каждое и повторяется 2 раза, всего занимает 1,5 минуты. Они обычно представлены следующими видами:
- Ходьба на месте
- Прискоки
- Бег на месте
- Остановка
- Ходьба на цыпочках (на месте)
- Махи руками (плавательные движения)
- Прыжки
- Работа руками и головой (имитация сна)
Проходя в перерывах между занятиями, физкультминутка может быть проведена в виде подвижной игры.
Актуальной проблемой в наше время является охрана зрения школьников, особенно тех, которые начали обучение в шестилетнем возрасте. У детей естественно возрастает нагрузка на зрение, это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, с работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении, письме, конструировании. Напряжение глаз усугубляется за счёт плохого внешнего оформления учебных пособий, рабочих тетрадей, плохой чёткости печати. Выход из сложившейся ситуации в следующем. На уроке мы используем «пальминг». Как выполнять это упражнение:
Для начала выпрямите пальцы рук так, чтобы ладони приняли плоскую форму. Затем разотрите их до появления легкого, приятного тепла, разверните перед собой и сложите в подобие чаши, как будто хотите кого-то напоить, не пролив воду. Пальцы одной руки должны быть скрещены с пальцами другой, а ладони скруглены. Теперь приложите получившуюся конструкцию к верхней части лица, как будто надеваете очки: нос должен быть между мизинцами и свободно дышать, а глаза – оказаться в полной темноте внутри импровизированных чаш из ладоней. Это простое упражнение для расслабления глаз поначалу достаточно выполнять на протяжении 15-30 секунд. Упражнение «пальминг» для глаз иначе называют биофорезом, ведь во время этой процедуры мы воздействуем на зрительный аппарат теплом и биологической энергией собственных рук. Чтобы биофорез для глаз принес максимум положительного эффекта, перед выполнением упражнения очень важно разогреть ладони.
Также особое внимание на уроках следует уделять осанке детей. Одна из причин нарушения осанки – неправильная поза для работы. Примером профилактических упражнений для предотвращения сутулости, укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия могут служить следующие упражнения. Упражнения для физкультминуток. «Деревце (A tree)», «Гора(A mountain)», для рук (встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды, «Упражнения животных»). Для ног «Упражнения животных», для глаз(пальминг) и др. Когда ребята освоятся, можно дать возможность самостоятельно проводить эти минутки. Можно предоставить возможность испытать силы каждому желающему. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.
Время работать, время отдыхать:
• утренние часы не очень продуктивны, так как это время приходится на фазу врабатывания (8–9 часов утра).
• оптимальная устойчивая работоспособность на‑ блюдается в 9–11 часов.
• в 11–12 у младших школьников (особенно первоклассников) наступает период некомпенсированного утомления
• самым малопродуктивным днем является понедельник,
• наиболее продуктивными днями – вторник и среда.
• пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью.
• самые легкие для детей предметы – физкультура, труд, изобразительное искусство, музыка.
• значительное утомление обнаруживается после занятий по информатике.
Психологическое и эмоцианальное здоровье детей связано непосредственно с профессиональной деятельностью их учителей. Поэтому учителю необходимо так организовать свою деятельность, чтобы она максимально способствовала сохранению и укреплению здоровья учащихся. Применение новых технологий в образовательном и воспитательном процессе предполагает не просто создание учителем условий для сохранения здоровья школьников, но не менее важной задачей является формирование у детей понятия первоочередной ценности здоровья, желание и умение ребёнка заботиться о своём здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баянов О.М., Токарева И.В. Школа как центр организации здоровье сберегающей деятельности обучающихся//Инновационные проекты и программы в образовании.– 2010.– № 4.
2. Валюх М.Н., Голева Л.В. Диагностика здоровье ориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании.– 2011.– № 5.
3. Даниленко С.Ю. Формирование открытой здоровье созидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117 // Эксперимент и инновации в школе.– 2010.– № 6.
4. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника? // Начальная школа.– 2007.– № 2.
5. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер – Москва: Вако, 2007.– 302 с.
6. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе.– 2011.– № 3.
7. Ожева Е.Н., Мирная Л.В. Программа «Здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. –2009. – № 4.
8. Погорелова Н.Г., Кадочникова Т.И. и др. Гимназия как центр обучения и содействия здоровью в микрорайоне на основе тьюторско-волонтерской инициативы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2010.– № 4.
9. Подкорытова Н.К. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.– 2011.– № 3.
10. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. –2010.– № 2.
11. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.– 2010.– № 4.
12. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. -2010.
- Мне нравится (3)