«Музей – пространство образования»
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
Концепция «Музей – пространство образования» это педагогическая технология, которая нацелена на создание инновационной системы взаимодействия Школы и Музея, выявление и реализацию потенциальных возможностей музея в образовательной деятельности.
Музейная педагогика как инновационная технология формирования музыкального мышления и я попробую показать принцип организации учебного «диалога» по технологии «музейной педагогики», где звучание разных немузыкальных предметов, окружающих ребенка, поможет «выйти» на образ и композиторское открытие П.И.Чайковского в балете «Щелкунчик» в области оркестровки, а визуальное и слуховое знакомство с предметами произойдет самым приемлемым для ребенка способом - исследованием этих предметов и формированием своего мнения в процессе вдумчивого просматривания, прослушивания и размышления.
- Что такое музейная педагогика?
Музейная педагогика - это сравнительно новое направление педагогической деятельности, которое позволяет сделать урок более интересным, загадочным. На уроках музыки можно выделить следующую цель музейной педагогики применительно к работе с учащимися в рамках ФГОС урочной и внеурочной деятельности: создание условий, при которых ученик способен активно взаимодействовать с предметами, которые могут стимулировать их исследовательские и аналитические и слуховые качества, связывая эти предметы с темой или проблемой урока.
Практическая деятельность музейной педагогики в свою очередь включает
собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, поисковой деятельности с педагогом, составление проектов, маршрутов, экспериментальную деятельность – опыты.
Для того, чтобы использовать технологию музейной педагогики на уроках музыки, нужно создать экспозицию из фотографий и предметов, которые будут тесно связаны с жанром или темой урока. Сейчас представлю фрагмент работы по этой технологии:
- Перед вами различные предметы. Какие из них являются музыкальными инструментами? (бубен, ложки и т.д.)
- Может обычный «немузыкальный предмет» стать музыкальным инструментом?
- Попробуйте извлечь звуки из представленных разных экспонатов.
- На что похож звук из йо-йо, ракушек и т.д.?
Учитель.
Различные предметы и звуки окружают человека с самого рождения. Человек со временем прислушивается к этим звукам, складывает из их звучания музыку, которая выражает его настроение, чувства и эмоции.
- Как вы думаете, что представляет из себя главный экспонат, из какого материала он сделан?
(Учитель откидывает ткань, взяв в руки алюминиевые палочки, передает ученикам и просит показать игру на бокалах).
- Вам понравились звуки из бокала, на что они похожи?
Учитель.
По замыслу композитора в сцене, когда танцует Фея Драже (из балета «Щелкунчик», в музыке, чтобы усилить образ повелительницы королевства сластей, композитор впервые ввел в состав симфонического оркестра муз. инструмент челесту: « Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо, падают, отскакивают и исчезают…»
- Вспомните пожалуйста, какой звук у челесты? (хрустальный, звонкий, как колокольчики)
- С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре…
Результатом таких диалогов, занятий, могут быть выступления учащихся, с использованием «экспозиционных» предметов в качестве музыкальных инструментов. Такие эксперименты очень нравятся учащимся и могут стимулировать их творческую фантазию и креативность.
- Мне нравится (3)