СибКан - 2017. Межпредметное погружение по теме "Музыка"
Прошло пять дней и одна ночь нашего погружения.Общее ощущение организма: "доволен как слон, хоть и устал как собака". Мысли и смыслы бродят в голове, хочется по горячим следам записать их, чтобы было потом на что опираться, вспоминая.
ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?
Мне как-то запала в душу прочитанная в одном интервью фраза о том, что в школе изучают предметы, а не жизнь. Сибкан – попытка поизучать жизнь. С разных сторон, то есть, средствами разных предметов (читай «наук»), но одно явление. В прошлом году мы изучали так Город. В этом году – Музыку.
У нас было пять секций: естественных наук, истории, математики, физики, филологии - и мы делились описанием процесса и результатами. То есть, попавший сюда ученик мог сравнить разные приёмы изучения и описания реальности в разных науках – и понять, что ему ближе, даже если попал он изначально «не в свою» секцию (были у нас и «перебежчики», и их никто не порицал, включали в работу на том этапе, на котором они пришли).
ПОЛУЧИЛАСЬ ТАКАЯ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ С ПОГРУЖЕНИЕМ».
Но, независимо от профессии, такой подход приучает смотреть на любой объект, процесс или явление не с одной стороны, а с нескольких, подбирать подходящие инструменты для его понимания, изучения или описания. И вообще, осознавать, что на всё может существовать несколько точек зрения. При всей очевидности этого вывода – далеко не все взрослые применяют его в повседневной жизни.
А ЕЩЁ – ТО, ЧТО, МОЖЕТ БЫТЬ, ВАЖНЕЕ ЛЮБЫХ ЗНАНИЙ.
Умение находить своё место в коллективе, применять свои навыки для общего дела, определять свою «территорию успеха» и понимать, что делать, если не знаешь, что делать или ничего не получается. Осознание того факта, что от «понять» до «объяснить» - дистанция огромного размера. И чтобы её преодолеть нужно и овладеть искусством перевода мыслей и ощущений в слова, и применить мастерство публичных выступлений, и суметь понять вопросы и возражения оппонентов.
И «НА СЛАДКОЕ».
Сибкан – это ещё и огромная школа повседневного общения и решения множества коммуникативных задач. Это знакомство с множеством новых людей. Одни имена запомнить – чего стоит (особенно учитывая, что приехали ребята из Тувы, у которых по написанному имени даже пол определить затруднительно). И решить, что делать, если забыл имя. Много забавных прозвищ родилось по этой причине.
А ещё это умение выбрать из нескольких предлагаемых возможностей. Что делать после обеда в свободное время? Участвовать в изготовлении огромного кота из папье-маше, общаться, восполнять недостаток движения или продолжать незаконченный кусочек исследования? Каждый выбирает для себя.
А ведь есть ещё в программе Сибкана и «ненаучные» занятия. Например, буквально за 15 минут поставить мини-спектакль «Красная шапочка». Видели бы вы, насколько разными получились эти спектакли! И как это было весело и неожиданно. Или своими руками изготовить несколько видов изумительно вкусных пирогов на всех. Или пройти городской квест, чтобы попасть в «Бродячую собаку» на закрытие. Или (эта затея не была запланирована, а родилась сама, просто от царившего кругом настроения) сделать буквально за час музыкальный номер из гимна Сибкана – с хлопаньем и топаньем, гитарным аккомпанементом, соло флейты и даже партией тубы!
Отдельной строкой – «слоны».
ЭТО БЫЛА ГЕНИАЛЬНАЯ ИДЕЯ – РАЗДАВАТЬ СЛОНОВ НА СИБКАНЕ.
«Слоны» - это книги. Они могут быть новыми или прочитанными. Случайно выпавшими человеку или специально для него принесёнными. Но пока они лежат на подоконнике в актовом зале – каждый может подойти и написать получателю «слона» несколько добрых слов, пожеланий или впечатлений о совместной жизни на Сибкане.
И вот человек получает книгу, а в ней написано: «спасибо за твою адекватность и расположенность» или «я думала, что ты нудная и надоедливая, а оказалось, что ты весёлая и сногсшибательная» или «ты была напористым и талантливым менеджером» или «Желаю тебе успехов! У тебя всё получится!». Вот вам готовый антидепрессант на те случаи, когда человеку кажется, что у него ничего не получится…
ЧТО МЫ УНОСИМ С СОБОЙ?
Это новые знания и умения, безусловно. Как строить работу над задачей с самого начала до самого конца? И что есть начало и конец? И как распределить силы, чтобы всё успеть? И как объяснить окружающим, что ты делал и что у тебя получилось?
Это новые люди – не только среди участников Сибкана, но и среди экспертов. Сколько мы увидели интересных людей за эти пять дней! Музыкантов и инженеров, биологов и специалистов по инструментам, артистов и музыковедов. Остались видеозаписи, контакты в соцсетях, совместные планы на будущее.
Некоторые люди, которые не задумывались о роли музыки в их жизни (хотя она окружает нас почти повсюду), заинтересовались этим вопросом, у них теперь есть книги, которые надо почитать, и фильмы, которые надо посмотреть, и группы, которые надо послушать.
Остались в памяти ощущения. Кайф от мозгового штурма. Восторг внезапного озарения, как решать трудную задачу. Радость от получения нужного результата и изумление от неожиданного. Улыбки и теплые эмоции от людей, успевших стать родными всего за пять дней. И слёзы на закрытии от невозможности вместить все эти переживания.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СИБКАН?
Мы задумались об этом после закрытия. Это не конференция. И не фестиваль. И не мастерская. Это, кажется, явление, для которого нужно придумывать новое слово. И мозг, по сибкановоской привычке, начинает считать это интересной задачей и предлагать варианты решения. А у вас есть варианты?
- Мне нравится (1)
Комментарии
Класс!
Класс!
Вот каким должен быть настоящий блог!