Актуальность технологий кооперативного обучения

Варлапова Ольга Васильевна

Человечество не смогло бы достичь современного уровня развития, если бы не действовало коллективно. Именно объединяя усилия, люди отстаивают независимость своей Родины, совершают великие научные открытия, осваивают космическое пространство, ликвидируют последствия техногенных катастроф, стихийных бедствий, помогают тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Актуальность формирования навыков эффективного сотрудничества учащихся в образовательном процессе определяется социально-экономическими преобразованиями, происходящими в России, идеей модернизации, запросом от взрослого профессионального мира. Сегодня решение проблемы в деловом мире – это не уникальность мышления одного конкретного специалиста, а результат эффективной коллективной работы. Уже мало быть хорошим специалистом, надо быть хорошим сотрудником -  коллективный разум всегда лучше. Именно это предполагает, в первую очередь, умение работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решений.

Школа - это «общество в миниатюре». Именно в школе, в процессе совместной учебной деятельности, ребенок наиболее активно включается в коллектив, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, сталкивается с необходимостью прислушиваться к их мнению, порой поступаться собственными интересами и вносить свой вклад в общее дело.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, на становление таких личностных характеристик выпускника, как готовность  к сотрудничеству, уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

В свете этого перспективными в образовательном процессе становятся технологии обучения в сотрудничестве, основанные на групповых методах работы. В своей концепции они изначально содержат системно - деятельный подход, поставленный Федеральным Государственным  образовательным стандартом общего образования второго поколения в основу построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Технологии обучения в сотрудничестве основаны на постоянном взаимодействии, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

На технологии сотрудничества основан и метод кооперативного обучения, ставший основой моего педагогического  опыта.