«Мудрая белка»» По татарскому языку.
Одна из характерных черт праздничных мероприятий по татарскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше их, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mudraya_belka.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСМАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная работа:
«Мудрая белка»»
По татарскому языку.
Руководитель: Вахитов
Якуб Абдулхакович.
2018 год – 2019год
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
Учебно – тематический план на год………………………………..4
Содержание внеурочной работы………………………………..8
Список литературы …………………………………………………………13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа оставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения» 2011 год, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – это образовательная деятельность, которая отличается по своим формам, от классно-урочной.
Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .Внеурочная деятельность при обучении татарскому языку играет большую роль. Внеклассные мероприятия помогают ребятам усвоить учебный материал и овладеть с помощью доступных и интересных методов.
Внеурочная деятельность особенно важна в начальной школе. Если проанализировать исследования последних лет, проводимых в начальных классах, то они показывают, что уже в начальной школе возникают проблемы у учащихся. Это, во-первых - неудовлетворительное здоровье учащихся, а также низкий уровень активности. Так как внеурочная деятельность проводится после основных уроков, то основной упор делается на достижение практических, образовательных и развивающих целей. Она позволяет решить несколько важных задач:
адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающегося;
улучшить условия для развития ребенка.
Внеурочная деятельность по татарскому языку решает следующие задачи по развитию универсальных учебных действий:
Усовершенствование навыков и умений (фонетических, орфографических, лексических и грамматических), говорение, аудирование, письмо, приобретенных на уроках татарского языка (ведет к достижению предметных результатов);
Развитие коммуникативны умений ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов (овладение логическими действиями сравнения, анализа, общения, построение рассуждений);
Развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);
Развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов (метапредметные результаты);
Представителям других культур (личностные результаты). Повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Существует несколько форм организации внеурочной деятельности. Это - соревновательные, культурно-массовые, средства массовой информации. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями.
Одна из характерных черт праздничных мероприятий по татарскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше их, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну.
Достоинством проведения праздничных мероприятий можно также назвать и повышение уровня владения речью и языком в целом. Например, при подготовке к празднованию какого-либо праздника, учащиеся учат стихи и песни, готовят инсценировки, посвященные данному празднику, тем самым пополняя и обогащая словарный запас и повышая свой уровень знаний. К таким мероприятиям можно отнести праздник Букваря (Әлифба бәйрәме), праздник Урожая (Уңыш бәйрәме (Сөмбелә), Сабантуй, Карга боткасы, Нәүрүз. Праздники, посвященные творчеству таких поэтов, как Г.Тукай, М.Джалиля.
Тема занятия | Программное содержание | Цикл игр | ||
«Приветствие» 1час | Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь. Обогащение и активизация словаря: Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт. | “Син кем?” | ||
“Магазин игрушек 3часа | Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками Обогащение и активизация словаря: Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак
| “Мозаика” Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет | ||
“Чего не стало?” Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||||
«Семья» 3часа | Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору Обогащение и активизация словаря: Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату
| “Собери ромашку” Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; | ||
“Кто, что делает?” Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям | ||||
«Столовая» 3часа | Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах; называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают Обогащение и активизация словаря: Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер | “Чего не стало” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||
“Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||||
«Фрукты» 3часа | Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию; называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря: Алма, груша, әфлисун | «Скажи, какой» Цель: Закреплять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные их названия | ||
“Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||||
«Наш дом» 3часа | Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть основные части дома Обогащение и активизация словаря: Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык | «Построим дом» Цель: Учить называть основные части дома; развивать мыслительную деятельность | ||
“Что изменилось?” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||||
«Посуда» 3часа | Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа Обогащение и активизация словаря: Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк | Мозаика «Наша посуда» Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет; расширять знания детей по теме; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа | ||
“Пятый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||||
«Наша школа» 3часа | Развивать связную контекстную речь; воспитывать у детей самоконтроль за речью; кто в нем работает, что есть в школе Обогащение и активизация словаря: Бала – балалар | “Собери!” Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет | ||
“Выбери для занятия?” Цель: Развивать умение классифицировать; уточнить знания о предметах, необходимых на занятиях в детском саду; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления | ||||
«Части тела» 3часа | Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.). Обогащение и активизация словаря: Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз
| Собери лото «Человек» Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей | ||
“Назови одним словом” Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом | ||||
“ Чего не стало?” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||||
«Кафе» 3часа | Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа. Обогащение и активизация словаря: Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, шикәр, май, сөт, чәй
| “Чего не стало?” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||
“Четвёртый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||||
«Ателье» 3часа | Познакомить с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря: Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, ту н, чалбар | “Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||
“Давайте украсим!” Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору | ||||
«Лесные звери» 1час | Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных и их детенышей; где живут, чем питаются) Обогащение и активизация словаря: Аю, бүре, төлке, куян | «Узнай кто идет?» Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь | ||
“Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||||
«Наши друзья» 2часа | Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря: Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт
| “Четвертый лишний.” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект | ||
«Чья мама?» Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь, быстроту мышления | ||||
«Узнай по голосу.» Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления |
Содержание программы:
«Приветствие»
Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь.
Обогащение и активизация словаря:
Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт. “Син кем?”
“Магазин игрушек
Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками
Обогащение и активизация словаря:
Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак
“Мозаика”
Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет
“Чего не стало?”
Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
«Семья»
Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору
Обогащение и активизация словаря:
Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату
“Собери ромашку”
Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
“Кто, что делает?”
Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям
«Столовая»
Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах;
называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают
Обогащение и активизация словаря:
Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер “Чего не стало”
Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
“Четвертый лишний”
Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Фрукты»
Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию;
называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря:
Алма, груша, әфлисун «Скажи, какой»
Цель: Закреплять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные их названия
“Четвертый лишний”
Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Наш дом»
Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть основные части дома
Обогащение и активизация словаря:
Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык «Построим дом»
Цель: Учить называть основные части дома; развивать мыслительную деятельность
“Что изменилось?”
Цель:
Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
«Посуда» Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа
Обогащение и активизация словаря:
Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк Мозаика «Наша посуда»
Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет; расширять знания детей по теме; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа
“Пятый лишний”
Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Наша школа»
3часа Развивать связную контекстную речь;
воспитывать у детей самоконтроль за речью; кто в нем работает, что есть в школе
Обогащение и активизация словаря:
Бала – балалар “Собери!”
Цель:
Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет
“Выбери для занятия?”
Цель: Развивать умение классифицировать; уточнить знания о предметах, необходимых на занятиях в детском саду; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления
«Части тела»
Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).
Обогащение и активизация словаря:
Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз
Собери лото «Человек»
Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей
“Назови одним словом”
Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом
“ Чего не стало?”
Цель:
Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
«Кафе»
Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа.
Обогащение и активизация словаря:
Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, шикәр, май, сөт, чәй
“Чего не стало?”
Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
“Четвёртый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Ателье»
Познакомить с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря:
Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, ту н, чалбар “Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
“Давайте украсим!”
Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору
«Лесные звери»
Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных
и их детенышей; где живут, чем питаются)
Обогащение и активизация словаря:
Аю, бүре, төлке, куян «Узнай кто идет?»
Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Наши друзья»
Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:
Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт
“Четвертый лишний.”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
«Чья мама?»
Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь, быстроту мышления
«Узнай по голосу»
Список используемой литературы
Ф.С.Сафиуллина Карманный татрско-русский и русско-татарский словарь издательство казань "ТаРИХ" 2007г
Методические рекомендации "Рус телендэ сойлэшуче балаларга татар теле укыту" 2- 4 классы Казань издательство "Магариф" 1999г
Ф.С.Сафиуллина "Татарский на каждый день" самоучитель Казань "ТаРИХ" 2001г
К.В.Закирова "Уйный - уйный үсәбез" Казань издательство "Магариф" 2005г
И.Л.Литвинов "Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку 2 класс Казань издательство "Магариф" 2003г
6”Әлифба”Ф.А.Гафурова. Л.Ш.Гайнетдинова.