«Интерактивные технологии как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

Хомякова Александра Андреевна

Главной задачей современного образования является развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных и познавательных. Одним из инновационных методов обучения являются интерактивные технологии.

Слово «интерактивный» («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Цель интерактивного обучения- создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучение.

Интерактивное обучение решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.);

- обеспечивает воспитательную задачу, так как приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. На уроках русского языка и литературы я применяю следующие приемы интерактивного обучения:

1)         Незаконченное предложение (пишу на доске начало предложения (или вывожу на мультимедийную доску), учащиеся должны закончить мысль: «Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и сегодня, потому что…», «Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» вызвала у меня чувство…» и др.).

3)         Дерево решений. Делю класс на 4-5 групп. Каждая группа обсуждает задание (например, выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне слова) и делает записи на своем «дереве» решений (на листке ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи.

4)         Мозговой штурм (Например, что такое глагол? Оформить записи на бумаге А3 в виде солнышка).

5)         Интервью (работа в парах). Задание: записать интервью в виде предложений с прямой речью. Один из учеников- интервьюер, а другой- интервьюируемый.

С целью обобщить и систематизировать учебный материал даю задание учащимся (индивидуальное или групповое) создать интерактивную игру, викторину, кроссворд  и т.п. по теме на платформе LearningApps.org.

Cервис Learning Apps позволяет создавать интерактивные задания как учащимся, так и учителям. Преподаватель может зарегистрировать на сайте весь класс. Это дает возможность видеть результаты выполнения заданий учащимися, отслеживать качество усвоения их знаний и умений.

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме.

Интерактивные формы обучения способствуют формированию

Личностных УУД:

  • осмысление детьми мотивов учебной деятельности, самооценка и самоанализ,
  • развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде,
  • эстетическое развитие: оформление интерактивного упражнения (картинка, видео, иллюстрации, звук и т.п.).

 Регулятивных УУД:

  • школьник учится организации учебной деятельности,
  • самостоятельно формулирует цель упражнения и задание для одноклассников.

Познавательных УУД:

  • Для того чтобы создать интерактивное упражнение, учащимся нужно самим освоить учебный материал и самостоятельно подобрать дидактическое задание.

Шаблоны предлагаемых упражнений на сайте сгруппированы по функциональному признаку:

• найди пару,

• классификация,

• хронологическая линейка,

• простой порядок,

• ввод текста,

• сортировка картинок,

• викторина с выбором правильного ответа,

• заполнить пропуски.

Алгоритм создания нового приложения.

1.   Выберите тему, на которую нужно создать  интерактивный модуль.

2.   В шапке сайта (верхняя  часть сайта) выберите пункт «Новое упражнение».

3.   Выберите шаблон. На экране вы увидите окно с примерами заданий, выполненных на основе этого шаблона. Посмотрите   задания,   чтобы понимать, как работает данный модуль.

4.   Нажмите кнопку «Создать новое приложение». Шаблоны заданий имеют различные поля для заполнения (зависит от выбранного типа задания), но есть и одинаковые  части, такие как:

•     название приложения,

•     постановка задачи,

•     обратная связь и помощь. 

В приложениях можно применять текст, изображения, звук, видео, т.е. информацию любого вида.

5.   Когда все поля шаблона заполнены, нажмите кнопку в нижней правой части страницы «Установить и показать в предварительном просмотре». Если же все верно и больше ничего менять не нужно,  нажмите кнопку «Сохранить приложение».

Ссылки на упражнения, созданные моими учащимися:

 

«Причастие как часть речи» (7кл.)

«Причастный оборот» (7кл.)

«Правописание Не с причастиями» (7кл.)

«Н и НН в причастиях» (7кл.)

«Страдательные и действительные причастия» (7кл.)

«Жизнь и творчество М.Цветевой и А. Ахматовой» (9кл.)

«Жизнь и творчество В. Бианки» (7кл.)

«Русские пословицы и поговорки с именами собственными»