Коррекционно-развивающая среда в школе-интернате
Воспитание в школе-интернате – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды. В чем заключается творчество воспитателя? Как художник пользуется разными кистями и красками, видя перед внутренним взором итоговую картину, так и воспитатель пользуется своими словами и поступками, четко осознавая цель каждого слова и каждого поступка, видя в перспективе самостоятельного, самореализованного, счастливого человека. Воспитатель всегда знает, для чего он проводит именно эту игру, а не другую, выбирает эту форму занятия, а не иную.
Воспитание – процесс, то есть постоянно развивающаяся система взаимоотношения воспитателя и ребенка. Динамика этого процесса зависит от личности педагога, от личности ребенка, от их взаимоотношений. По мере взросления воспитанник из объекта воспитания постепенно превращается в субъект, а воспитатель становится ближе к старшему товарищу, - меняются и координаты действующих лиц, и их соотношение.
От ребенка с интеллектуальным недоразвитием сложно ожидать адекватного «саморазвития». Но и делать из воспитания отработку навыков правильного поведения тоже нельзя. Поэтому воспитатель должен знать мотивы и ведущие виды деятельности вверенных ему детей; учитывать особенности характера и недостатки каждого ребенка; постоянно наблюдать и отслеживать динамику развития детей. Воспитатель должен уметь организовать ситуации успеха для каждого ребенка, найти способ раскрыть положительные черты воспитанников.
Коррекционно-развивающая среда – это организация процесса общения воспитателя и воспитанников таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Влияние среды, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности. Основные направления коррекционно-развивающей среды:
- Оформление помещения группы вместе с детьми. Оформление должно отражать интересы детей, помочь им понять и раскрыть свои возможности, освоить социальные роли и взаимоотношения, уяснить ценности окружающего мира. Предметно-коррекционная развивающая среда организуется с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все 5 образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
- Создание информационной службы, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом. Информационная среда влияет на общественное мнение, организует и воспитывает.
- Разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, игр, экскурсий.
- Организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама и т.п.)
Если ребенок включен в разные виды деятельности, в работу вовлекаются разные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая), и это облегчает выявление сохранных сторон, на которые может опереться педагог в общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет включить компенсационные механизмы. Совместная с детьми деятельность по созданию, поддержанию коррекционно-развивающей среды, начиная с самого младшего возраста, поможет ребенку из субъекта потребляющего стать субъектом производящим, умеющим сделать мир вокруг себя по возможности красивее, удобнее, интереснее. Тогда школа выпустит не иждивенца, которому «все должны», а активного гражданина.